Архив:

Трудности перевода

Когда-то эту тему пытались замалчивать. Как будто за закрытыми дверями спецучреждений создано другое измерение. И все, на что могли рассчитывать люди с «особенностями», - либо постоянный домашний режим и забота близких, либо детский дом, а следом интернат и дом престарелых. Теперь о проблеме не стесняются говорить вслух.

C 1 по 5 ноября на Брестчине проходит ІІ Международная конференция педагогов системы специального образования. Год назад педагоги Беларуси и зарубежья говорили о проблеме ранней адаптации детей с нарушениями психофизического развития, тема нынешней конференции звучит так: «Обучение, психолого-педагогическое сопровождение и профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития».

Традиционно в мероприятии приняли участие давние партнеры Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации из Польши, Украины, Венгрии, России.

В Беларуси реабилитации детей уделяют особое внимание. В каждом районе страны созданы коррекционные центры, научные кафедры разрабатывают программы и выпускают методические пособия. Да и педагоги для этой работы, как показывает опыт брестских центров «Стимул» и «Веда», подбираются не случайные.

Как и любого другого ребенка, подготовка инвалида ко взрослой жизни начинается сразу после рождения. Только у здорового малыша этот процесс проходит как само собой разумеющийся, а у «особенного» - как усилие через «не могу». Каждый шаг вперед для него - это победа. Вот только замечают ее не все.

Когда возраст подопечных подбирается к совершеннолетию, встает резонный вопрос - что дальше? Кто-то навсегда останется под опекой родственников или воспитателей. А кто-то вполне мог бы устроиться на работу. Но всегда ли так получается?

- Сегодня многие профессионально-технические учреждения образования ведут подготовку детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, - рассказала Татьяна Жук, директор областного ЦКРОиР. ­- Но, даже получив образование, такие люди постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства. Их просто не хотят брать на работу. Некоторые руководители соглашаются выделить вакансию только в том случае, если учебное заведение выдаст справку о свободном трудоустройстве. А это лишает человека определенных социальных гарантий. Подход к таким работникам со стороны администрации должен быть особым, нередко другие члены коллектива воспринимаю их негативно, но они могут и должны работать.

В Минском государственном профессионально-техническом колледже электроники о проблеме трудоустройства и обучения молодежи с особенностями развития знают не понаслышке. С 2006 года здесь ежегодно обучаются около 80 человек с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В группах для слабослышащих работают специалисты-сурдологи. Для колясочников разрабатываются альтернативные формы обучения - дистанционные, индивидуальные занятия.

Директор колледжа Валерий Хасин отметил, что каждому учащемуся спецгруппы стараются дать не менее двух специальностей - это своеобразная «подушка безопасности» для вступления во взрослую жизнь. Причем одна из специализаций позволяет работать на дому. И эти дети не теряются.

И все же там, где здоровому человеку достаточно сделать один шаг, человек с нарушениями психофизического развития должен делать два-три-десять. Это не всегда понятно тем, кто не сталкивался с такой проблемой, - гораздо легче просто не замечать трудностей ближнего. В этом-то и заключается основная сложность - перевести суть чужой проблемы на свой, такой понятный, язык.

Катерина Богданова

Источник: vb.by

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ