Архив:

Литургии для инвалидов "излечат" фарисейство

Год назад православный публицист Ольга Гуманова подняла важную тему - общецерковное отношение к инвалидам и немощным. Сделанный вывод был неутешителен: очень многие православные относятся к человеческой немощи как к "наказанию за грехи". Инвалид, даже инвалид с детства, вызывает у "православных патриотов" резкую неприязнь.

Публицист начала издалека, с житейского случая. Мама мальчика, родившегося с "волчьей пастью", воспитывала сына одна, без мужа. Отец бросил семью сразу после рождения ребенка. Однажды Ольга узнала, что мама мальчика вышла замуж. Избранник оказался хорошим работящим человеком. Этой новостью публицист поспешила поделиться с одним известным православным патриотом. Увы, собеседник Ольги не разделил ее радости. "Разве не знаешь, что многие Отцы не благословляли вступать в брак с теми, у кого в роду имеется хотя бы один урод? Эта женщина и второго ребенка-урода родит, вот увидишь", - приводит Гуманова слова православного активиста. И подчеркивает, что подобное в православной среде стало нормой.

"Сколько раз каждой маме ребенка - инвалида, дерзнувшей переступить церковную ограду, объясняли популярно, что "это ей по грехам". Публицист замечает, что нынешние "православные патриоты" предпочитают "носиться с ряжеными тетками и бородатыми мужиками "против ИНН"", а не заниматься реальными делами. Что ж, митинговать против ИНН, жидомасонского заговора или ювенальной юстиции - не мешки ворочать.

Люди с ограниченными возможностями часто не могут переступить храмовый порог. Не из - за того, что им тяжело физически - из храмов их выгоняют сами верующие.

"Почему матери "тяжелых" детей не водят их в церковь? - размышляла на одном из православных сайтов Светлана Н., мать больного аутизмом молодого человека. - Я не раз беседовала со своими подругами на эту тему. Самые частые ответы: на нас смотрят, мы мешаем людям молиться, священнику не до наших проблем, мы устали выслушивать замечания".

Сама Светлана в храме чаще встречала "попреки, придирки, шипение в спину", чем сочувствие. Многие прихожанки, особенно пожилые, советовали сначала "изгнать из сына бесов", а потом уже идти в храм. "А ведь стоит матери один раз услышать про своего ребенка, что он бесноватый, она в следующий раз дитя в храм не поведет. У вас достанет сил ее упрекнуть? У меня нет!" - заключает Светлана.

Игорь Бакшеев, диакон иркутского храма Ксении Петербургской, каждое воскресение возит в свой храм инвалидов-колясочников. Под его руководством инвалиды ездят в дальние паломничества. Отец Игорь говорит, что в России мало делается для инвалидов. "Но это, как ни странно, помогает им выстоять. Не наличие пандусов приводит человека в храм. Здоровый должен проявлять больше милосердия. Тогда спасутся оба", - цитируют диакона "Новые Известия". Основная специальность отца Игоря - лечебная физкультура.

Труднее всего в храме тем, кто лишен слуха. Глухонемые и слабослышащие люди не могут осознать смысл того, что происходит в храме. Между тем, им как никому другому нужна поддержка от Бога. Выходом из этой ситуации могут стать только специальные литургии для таких людей.

В России подобный опыт был. В 1810 году императрица Мария Федоровна, вдова Павла I, повелела основать в Петербурге училище для глухонемых. В 1821 году при училище был построен храм Петра и Павла. В стенах храма создавались традиции духовного окормления глухонемых и слабослышащих людей. Позже подобные храмы стали появляться в других городах империи.

В начале нулевых годов в ряде православных храмов нынешней России появились люди, которых до этого не было видно. Эти люди переводили литургии и вечерни на язык сурдоперевода. С течением времени в храмах стали образовываться общины глухих и слабослышащих прихожан. Самой крупной и известной стала община, разместившаяся в бывшем Симоновом монастыре Москвы. Первая "литургия на пальцах" состоялась здесь в 2001 году, в сохранившемся до наших дней храме Тихвинской Божьей Матери.

Иерей Андрей Горячев, настоятель храма, вспоминал реакцию прихожан. "Это было шоком. Они увидели, может быть, впервые в жизни, что есть люди, которым еще тяжелее, чем им. А потом стали помогать: переводить жесты, которые видели во время службы, когда я использовал их за богослужением", - сказал отец Андрей корреспонденту "Новых известий" в 2009 году.

Второй священник храма Тихоновской Божьей Матери, помощник отца Андрея практически ничего не слышит. Кроме него, настоятелю помогают слабослышащий диакон и почти глухой чтец - сурдопереводчик. Православные ревнители могут сейчас привести кучу ссылок (в частности, на Книгу Левит) и пытаться доказать, что эти люди не могут служить в Церкви из - за своего увечья. Но вытолкнуть из храмового алтаря или стащить с клироса "по причине глухоты" - просто. Поможет ли это Церкви - вопрос глупый.

Новость о службах для глухих, которые проводят в Симоновом монастыре, разнеслась по православным епархиям России. Сурдопереводчики появились в храмах Ярославля, Екатеринбурга, Красноярска. Дальше всех шагнула Карелия. В 2004 году приход петрозаводского храма Иоанна Богослова установил у себя компьютерную программу сурдоперевода богослужений. Она выводит слова богослужения на мощный монитор, чтобы их видели глухие прихожане. Онлайн - сурдопереводчик был разработан в Финляндии, специально для нужд храма Иоанна Богослова.

На столь дорогой финский "девайс" приходской совет храма решился, что называется, не от хорошей жизни. Храм Иоанна Богослова был изначально ориентирован на больных и обездоленных. В том числе, и на глухонемых. Он построен во дворе специнтерната для детей с проблемами слуха и зрения.

Одним из кураторов этого храма является Александр Гезалов, общественный деятель и публицист. Он рассказал, почему приходской совет дал финнам дорогостоящий заказ. "Мы приглашали профессиональных сурдопереводчиков. Но наличие еще одного человека помимо священника, обращающегося к прихожанам, службе только мешало. И мы решили компьютеризировать процесс богослужения", - цитирует Гезалова "Интерфакс".

В конце октября этого года первое "глухонемое" богослужение прошло на Украине. Служба прошла в Луцке, в храме Всех Святых, в земле Волынской просиявших. Служили литургию митрополит Луцкий Нифонт и епископ Смоленский Пантелеймон. Владыка Пантелеймон в Московской Патриархии возглавляет Отдел по социальному служению.

В храме собралось более двухсот человек. На клиросе был хор протоиерея Александра Мазурака. Все хористы - слепые и слабовидящие люди.

В своей проповеди епископ Пантелеймон подчеркнул, что тяжелая болезнь ни в коем случае не является проклятием свыше. Более того, слепым и глухонемым дано то, что не дано другим. "Вы - избранники Божии. Вы лишены многих соблазнов, которые есть в этом мире, у вас есть возможность молиться Богу непрестанно, не обращая внимания на внешнюю, подчас ложную красоту этого мира. Молитесь и благодарите Бога, что у вас есть возможность приобщиться к невидимой красоте Божьего Царства, услышать сердцем пение ангелов и идти в Царство Небесное часто намного быстрее, чем люди, отягощенные здоровой плотью", - сказал владыка Пантелеймон в своей проповеди.

Корреспонденту издания часто приходилось слышать от некоторых ретивых православных такие речи: "Так этим инвалидам и надо. Родители нагрешили, или сами виноваты". Затем эти "ревнители" принимались на все лады ругать Запад и жидомасонов. Не является ли такая ретивая "православная ревность" хорошо замаскированной духовной ленью и фарисейством? Ведь социальная помощь - это вещь тяжелая.

Службы для тяжелобольных людей - самое лучшее оружие против такого фарисейства. Более действенное, чем митинги или флэшмобы, которые так любят "православные патриоты".

Артур Приймак

Источник: pravda.ru