Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Я тебя слышу!

Красноярская школа № 17, на первый взгляд, - обычное учебное заведение. Но это не совсем так. Дело в том, что в общий образовательный процесс интегрированы ученики с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушенным слухом. Двадцать пять разновозрастных детей учатся здесь с 1-го по 11-й классы. Такая школа в краевом центре - единственная, поэту ребята приезжают сюда со всего города.

Ваня - ученик пятого класса. Несмотря на то, что у него проблемы со слухом, он учится в обычном классе общеобразовательной школы вместе со слышащими детьми. Но после обычных уроков он приходит на индивидуальные занятия к сурдопедагогу школы Ольге Беляевой. Чтобы мальчик тренировался воспринимать устную речь, а не читал по губам, между учителем и учеником установлен искусственный визуальный барьер - сурдопедагог Ольга Беляева держит перед лицом пяльцы с натянутыми нитями.

- Мы начали работать со слабослышащими детьми в 1999 году, - рассказывает Ольга Беляева. - Дело в том, что в Красноярске нет специализированных школ для данной категории ребятишек (есть только школа для глухих на Удачном), поэтому родителям, желающим дать своему ребёнку образование, приходилось отправлять их в другие города, в основном в Минусинск и Ачинск, где есть коррекционные общеобразовательные школы-интернаты.

Но отправлять малыша учиться за несколько сот километров - испытание очень серьёзное как для детей, так и для родителей. Поэтому двенадцать лет назад в городское управление образования обратились родители ребят выпускной группы коррекционного детского сада № 231 с просьбой открыть в обычной красноярской школе класс для слабослышащих первоклашек. Так в школе № 17 были созданы первые два класса, где за парту сели дети, имеющие проблемы со слухом. Появление нового направления в школе на улице Кольцевой стало выходом для пап и мам, которые готовы были рискнуть и отдать своё чадо в общеобразовательную школу, по сути, на общих правах.

- Конечно, формально по закону ребёнок с ограниченными возможностями имеет право учиться в обычной школе, - говорит Ольга Беляева. - На самом же деле есть много нюансов, которые требуется учитывать. И, конечно, педагоги и руководство школы должны быть готовы к обучению необычных учеников, владеть необходимыми методиками.

Интегрировать в общий поток нужно далеко не всех ребятишек, считает Ольга Леонидовна. Поэтому часть детей учится здесь в одних классах со слышащими, а часть - в специальных классах. Сейчас в школе таких классов два, второй и третий, где всего по семь учащихся. За двенадцать лет опыт по воспитанию и образованию детей с пониженным слухом здесь наработан солидный. Самые первые воспитанники этой программы уже окончили школу. Большинство из них поступили в средние специальные учреждения, а одна выпускница в вуз - Сибирский федеральный университет. Так что положительные результаты, как говорится, налицо.

- Вообще, в том, что слабослышащие дети получают образование в массовой школе, есть свои несомненные плюсы, - поясняет Ольга Беляева. - Находясь в речевой среде говорящих сверстников, такие дети быстрее начинают разговаривать. Кроме того, они социально адаптированнее, менее закомплексованные, чем их сверстники, которые получают образование в закрытых учебных заведениях.

Пока ребенок растёт, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объёме. Через зрение, осязание и обоняние он познаёт формы и свойства предметов, но только через речь ребёнок узнаёт о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия. Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в сознании малыша должна течь рекой оперативная информация. Тогда он научится соотносить слова и их значения. Если ребёнок не слышит всех звуков и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Вот почему ребёнок, у которого звуковой канал передачи информации выключен, представляет этот мир не таким, как его сверстники. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребёнка.

- Ребятишки у нас учатся со слуховыми аппаратами или имплантатами, но к ним всё равно нужен особый подход, - говорит Ольга Леонидовна. - Со слабослышащими ребятами дополнительно проводит индивидуальные занятия сурдопедагог. В том числе и по развитию речи.

Что касается проблемы неприятия здоровыми сверстниками детей-инвалидов, то таковой здесь просто нет. Обычные ученики и слабослышащие очень дружны, помогают друг другу. В школе № 17 не только педагоги, но и ученики очень хорошо знакомы с понятием толерантности.

Нина Градова

Источник: gornovosti.ru