В детсадовской группе, куда ходит внук Даня, есть Ваня-маленький. Слабенький, медлительный ребенок, в пять лет он не говорит. В первое время, когда все бегали, Ваня-маленький тихо сидел или лежал на скамеечке. Но знаете, этот Ваня - любимец ребятишек. Они опекают его, играют с ним. И как-то незаметно у малыша развились эмоции: улыбается, смеется. Иногда заговорщически что-то «шепчет» ребяткам на ушко.
Когда идут гулять, Даня берет Ваню-маленького за руку. И однажды сказал маме: «Если родится братик, назовем его Ваней».
- Воспитание ребенка - и здорового, и ребенка-инвалида - в коллективе - это непреложное правило педагогики, - сказал Наил Сираев, директор школы-интерната № 15, в котором традиционно учатся слабослышащие и глухие дети.
А на прошлой неделе здесь открылась новая группа. Казалось бы, непрофильная. В нее ходят малыши трех-четырех лет, которые прекрасно слышат. Некоторые уже и говорят. Но до сих пор все эти ребята сидели дома: у них детский церебральный паралич. Передвигаются чаще всего на попе. Трудно встать, сесть. Ходят, держась за руку мамы или папы.
- Увидите, мы этих детей непременно поставим на ноги. Научим ходить уверенно, а потом... Наил Рафикович предлагает посмотреть в окно: тут, рядом с интернатом, появится второй Чекерил - «горнолыжная база». Дети с ДЦП будут кататься на лыжах!
- У вас есть восемь минут? - И Сираев демонстрирует фильм, снятый Игорем Решетниковым в центре «Снежинка» г. Чайковского Пермского края. В фильме рассказывается о мальчике лет трех-четырех, который сначала и вставал-то с трудом. Но вот он уже в огромных горнолыжных ботинках - они заменяют ему ортопедическую обувь. А тут малыш, перебирая мягкий канат с узелочками, идет. И кадры в конце фильма: малыш - на лыжах. Взрослый человек лишь слегка подталкивает его сзади - малыш сам передвигается на лыжах.
К сожалению, сейчас центра «Снежинка» нет, но педагогов дополнительного образования, работавших в этом центре, Сираев пригласил в свою школу-интернат. Сейчас Наил Рафикович занимается отводом земли под «горнолыжную базу». Оборудование для нее уже купили. Если задуманное удастся осуществить, это будет «ноу-хау». «А нам это удастся!» - добавляет директор.
Одни бегают, другие говорят
Серьезное заболевание всегда осложнено другими. Если ребенок не слышит, то у него и речь не развивается, и походка шаркающая (нарушен вестибулярный аппарат). А ребенок с ДЦП, как правило, слышит, но тоже позже начинает говорить, неуверенно ходит.
Несколько лет назад по итогам всероссийского конкурса школа-интернат № 15 получила оборудование (компьютеры, принтеры, специальное оборудование - всего на 12 миллионов рублей), которое рассчитано на занятия и с глухими детьми, и с детьми с ДЦП. «Опорников» вначале обучали дистанционно, но пришли к выводу: им тоже надо ходить в школу, общаться с другими детьми. Причем не только со сверстниками из своей группы.
Нескольким глухим детям проведена кохлеарная имплантация (у них искусственный слуховой нерв), они стали слышать, но для того чтобы научиться говорить, им нужна речевая среда. Почемучки из новой группы им эту среду обеспечат! «Как тебя зовут?». «Дай лопатку»...
Малыши-«опорники» видят, что старшие дети ходят, бегают. И это побудит маленьких ребят делать то же самое. На игровой площадке можно видеть: большой слабослышащий мальчик ведет за руку трехлетнего ребенка, который самостоятельно идти не может.
Ребята с ДЦП подготовятся к учебе в самой обычной массовой школе. Вероятнее всего, это будет одна из школ Первомайского района Ижевска. Дети, сдружившиеся в дошкольном возрасте, и дальше будут обучаться вместе.
- А если такая учеба окажется кому-то из детей не под силу?
- Продолжим обучать их в интернате. На днях принял на работу пять выпускниц Можгинского педагогического училища. В следующем году направлю их в Москву - на специализацию по дефектологии, - ответил на вопрос директор.
Через «не могу»
А терпения и доброты у педагогов интерната хватает - только такие и остаются в школе. Провести одно занятие с особым ребенком бывает труднее, чем целый день руководить группой из сорока пяти человек в детском лагере. Но как же дороги педагогам результаты! Восьмилетний Даниил - глубокий инвалид. Не ходил, не слышал, не говорил. Необучаемый? Но для сурдопедагога Елены Балтиной необучаемых детей нет. Да, произносить слова - из-за органических поражений - мальчик не сможет. Но после установки импланта он слышит. И пусть восприятие и понимание по-прежнему затруднены, уже и успехи есть. Мальчик научился - по картинкам - отличать лису от волка, соотносит фигурку из картонки с изображением на бумажном листе. У Даниила и мама заботливая, требовательная. «Через «не могу», но сделай!». И сын старается. В каникулы проезжали они мимо интерната. Даниил узнал школу и показал: надо туда.
Реабилитационный потенциал детей велик. Одной маме многие люди настоятельно рекомендовали отправить сына на постоянное жительство в Канифольный интернат: у мальчика - глубокая умственная отсталость. Мама не послушалась, оставила ребенка дома, водила его в школу-интернат № 15, и мальчик «проснулся». Вырос добропорядочным гражданином. Работает на заводе, женился, все у него хорошо.
... А новички с диагнозом «ДЦП» уже удивляют интеллектом. Артем, которому нет и трех лет, перейдя от громоздкого компьютера к компактному ноутбуку, сказал, что его, ноутбук, надо... надуть. Как шарик: когда дуешь, шарик становится большим. Ясно, что понятие размера, величины малыш уже освоил. Почему мама с папой привели Артема в школу-интернат? «Сыну нужно общаться с другими детьми».
Алексей Германович и Раиса Фаатовна используют любую возможность для реабилитации ребенка. И в бесплатный реабилитационный центр на улице Репина ходили, и в платный на улице Красной. Очень хотят попасть в клинику Альбрехта в Санкт-Петербурге.
Пока мы разговариваем с папой и мамой Артема, сам он ходит, крепко держась за ручку кукольной коляски (без опоры передвигаться не может), и приглядывается к другим ребяткам.
Когда в школе торжественно открывали новую группу - группу для детей с ДЦП - Владимир Фальков, заместитель главы Администрации Первомайского района Ижевска, сказал:
- Ни в одной конституции мира не прописано право детей на счастье. Но это основное право ребенка. Развивая детей, больных ДЦП, родители и педагоги школы помогут им стать счастливыми.
Галина Анищенко
Источник: udmpravda.ru