Архив:

Долгий путь к безбарьерной среде

Способы передвижения по большому городу одинаковы для всех его жителей - это личный автомобиль, наземный общественный транспорт, метро и такси. Однако все то, что для здорового человека элементарно, для людей с ограниченными возможностями порой недостижимо...

Конечно, нельзя сказать, что вопросам создания безбарьерной городской среды для инвалидов у нас не уделяется никакого внимания, и все же многие хорошие начинания оказываются пока недостаточно продуманными или не доведенными до логического завершения. Так, начиная с 2006 года транспортные предприятия города пополняют свой парк низкопольным подвижным составом. Цель ясна - сделать общественный транспорт более доступным для инвалидов-колясочников. И вроде бы попасть в автобус, троллейбус или трамвай действительно стало легче, но инвалидам, которых в нашем почти полуторамиллионном городе насчитывается более трех тысяч человек, по-прежнему трудно добраться до остановки.

Достаточно внимательно посмотреть на тротуары: если где-то и сделан пологий спуск для выхода на пешеходный переход, то на другой стороне дороги - обязательно высокий бордюр! И это еще полбеды, поскольку непреодолимой преградой для многих инвалидов становятся двери собственной квартиры или лестницы подъездов. Но вернемся к транспорту. Расписаний движения низкопольных машин не существует в принципе - они выходят на городские маршруты вперемежку со всеми остальными, а это значит, что, добравшись-таки до остановки, можно полагаться только на удачу. "Иногда целый день ездишь с пересадками - и только на низкопольных автобусах, а бывает и так, что ни одного не попадется", - говорит юрист нижегородской региональной общественной организации инвалидов "Инватур" Дмитрий Балыкин, инвалид по зрению.

В Советском и Ленинском районах Нижнего Новгорода на протяжении нескольких лет существовала социальная служба, предоставлявшая по предварительной заявке автомобиль к подъезду. Эта услуга, по словам директора областного комплексного центра социального обслуживания населения Зинаиды Папко, была очень востребована - за неделю в центр поступало по десятку заявок.

Порядок предоставления вновь создаваемого в Нижегородской области "социального такси" (см. "Биржу плюс авто" № 38 от 29.09.2011) определен более четко. В соответствии с постановлением правительства Нижегородской области воспользоваться им могут инвалиды с патологией опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники, дети-инвалиды, инвалиды I группы по зрению, инвалиды Великой Отечественной войны и пожилые люди в возрасте старше 70 лет, испытывающие значительные затруднения в передвижении. Существует и перечень объектов, куда можно отправиться на "социальном такси": органы местного самоуправления, судебные и правоохранительные органы, отделения пенсионного фонда и обязательного медицинского страхования, медицинские, образовательные и физкультурно-оздоровительные учреждения.

Тарифы на поездки в "социальном такси" пока не названы, но уже известно, что расчетными единицами станут километр пробега и час простоя. Два раза в месяц человек, относящийся к одной из упомянутых выше категорий, сможет воспользоваться транспортной услугой по 50%-ному льготному тарифу - вторую половину заплатит область из своего бюджета, однако тариф этот будет действовать только внутри муниципального образования. По мнению Зинаиды Папко, взимать плату за такую услугу следует дифференцированно, в зависимости от благосостояния конкретного человека и целей поездки, поскольку, как поясняет она, "одни заказывают машину, чтобы поехать на концерт в декаду пожилого человека, а другие - чтобы добраться до медучреждения и померить протез". К слову, планировать свою поездку инвалидам придется заранее, прием заявки будет осуществляться не позднее чем за три дня до нее, впрочем, при отсутствии других заявок на требуемое время допускается возможность оформить заказ за день.

К сожалению, возможность самостоятельных поездок для инвалида в коляске все равно остается призрачной, поскольку водитель не помогает при выходе из квартиры и не провожает до объекта назначения, но положением все же предусмотрено, что потребитель может взять с собой в поездку одного сопровождающего. Единой диспетчерской службы у "социального такси" также нет, ибо машины относятся к районным комбинатам социального обслуживания населения, там же принимаются и заявки.

И все же, несмотря на все видимые недочеты, можно сказать: "социальное такси" для маломобильного человека практически единственная возможность интегрироваться в общество, ведь сегодня далеко не каждое обычное такси вообще готово обслужить колясочника...

Наталья Мельникова

Источник: birzhaplus.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ