Архив:

Иди на голос

Может ли слепой человек не сбиться с пути, выложенного специально для него нашими властями сенсорной плиткой на Нормандии-Неман? На прошлой неделе корреспонденты «Города» проверили это опытным путем - вместе с председателем Смоленского отделения Всероссийского общества слепых Сергеем Ковнерёвым...

«Вы зовите меня, я буду идти на ваш голос, - сказал Сергей Владимирович, неуверенно двигаясь по плитам блеклого грязно-желтого цвета и постукивая по ним черной складной тростью для незрячих. - По этой плитке я что-то совершенно не могу сориентироваться. Вот видите, я с нее запросто слетаю на проезжую часть. По вашему голосу сориентироваться могу, а по этой плитке - нет».

Напомним, что сначала в функциональности рельефной плитки для слабовидящих людей, уложенной подрядчиками по заказу властей на тротуарах Нормандии-Неман, усомнились наши читатели. Мол, зачем рабочие кромсают свежеотремонтированные тротуары и в вырезанные из асфальта пустоты кладут какую-то рифленую плитку странного цвета, по которой неудобно ходить? Подрядчик из столицы, компания ООО «Ресурс», объяснил «инновацию» так: «Мы выкладываем тротуары сенсорной тактильной плиткой для инвалидов по зрению - согласно государственному проекту». Но, как говорится, в наше время благими намерениями уложен путь не только к капитальному благоустройству дорог... А коль скоро зрячие в этом сомневаются, незрячему святое дело - проверить.

- Какого цвета эта плитка, опишите, пожалуйста, - просит Ковнерёв, неподвижно глядя перед собой. - Я цветов не различаю... Инвалид по зрению с пяти лет, с тех пор как подорвался на боеприпасах. Это желтая плитка?

- Блекло-песочная. Как будто асфальт, но другого оттенка.

- Не годится, - хмурится он. - Согласно нормативам, разработанным для слабовидящих людей, сенсорная плитка должна быть ярко-желтого цвета. Чтобы создавался эффект светящегося пятна, на которое можно ориентироваться. То же - в отношении первой и последней ступеньки на лестницах. Опять минус.

Сергей Владимирович, ведомый своей тростью, пытается пройти по прямому отрезку тротуара «для слепых», но вновь и вновь сбивается с пути.

- Вот видите - я не могу нащупать тростью этого рифления. Оно почти «никакое». Говорите, полоски и «пупырышки»? Нет, эти мелкие выступы практически не ощутимы, их легко пропустить. Наощупь непонятно, что это такое - не то неровности асфальта, не то рифление... Слабовидящие ориентируются по стуку, а стук по этой плитке звучит так же, как стук по асфальту. Кстати, знаете - существуют два способа пользования тростью. «Диагональ» и «маятник». С их помощью можно легко найти бордюр и сориентироваться... Тут ни то, ни другое не помогает.

- А что реально помогает?

- Вот если бы у нас в городе в опасных для передвижения местах укладывали специальное резиновое покрытие, как это делается, например, в Санкт-Петербурге, было бы намного больше толку. Стукнешь по такой дорожке палочкой - и понимаешь, где ориентир. Если же говорить о тротуарах, то в условиях города огромное значение для инвалидов по зрению имеет не сенсорная плитка, а специальные бордюры. Вот эти дорожки плиточные - их скоро снегом занесет. И все. А обычный, но завышенный на 10-15 сантиметров бордюр решил бы проблему. Но власти говорят, что средств на укладку такого бордюрного камня сейчас нет... На эту плитку есть, а на бордюры нет. Вот здесь заасфальтировали, но ни одного бордюрного камня не поменяли. Какой смысл в такой работе?

К слову, Смоленское отделение Всероссийского общества слепых два года боролось за то, чтобы бордюрный камень положили в месте наибольшей концентрации слепых и слабовидящих в нашем городе - на территории самого отделения, на улице Крупской. Борьба увенчалась успехом, но, по словам Сергея Ковнерёва, стоит инвалиду выйти за пределы территории общества - начинаются проблемы. Дорога до Медгородка разбита. А если двигаться в сторону остановки - сплошные ямы. Там не то что незрячие - вполне себе «всевидящие» спотыкаются.

«А еще мне кажется странным, что сенсорную плитку решили выложить на Нормандии-Неман и на Дзержинке, - недоумевает Ковнерёв. - Почему именно на этих улицах, ведь всем известно, что в нашем городе слабовидящие сконцентрированы на Крупской? У нас там целый микрогородок из четырех домов, более 1000 человек! У нас строители внедряют московский опыт, но не тот, который следовало бы... К примеру, в той же Москве в местах, где больше всего проживает инвалидов по зрению, ориентиры сделаны грамотно и просто. Конструкция для ориентировки элементарная: на тротуарах на нужной высоте уложены сваренные вместе трубы. Мы даже планировали перенять этот опыт и использовать его у нас, на Крупской, но не удалось... В один «прекрасный» момент оказалось, что город-герой Смоленск не должен заниматься соцзащитой своих граждан, не должен заниматься инвалидами, и орган социальной защиты упразднили. А теперь на незрячих ни у кого не хватает средств. Конечно, работает пилотный проект «Доступная среда», но в нем ничего не предусмотрено для инвалидов по зрению...»

Итак, наша не слишком романтическая прогулка по Нормандии-Неман «вслепую» закончилась на пессимистической ноте. Благие намерения оказались мыльным пузырем. На прощание наш собеседник грустно махнул рукой: «Бесполезная эта плитка, в общем. Выложили, ну что ж, пусть... Только не нужно говорить, что это сделано для инвалидов».

Инна Петрова

Источник: gorodnews.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ