Архив:

Барьеры на пути к безбарьерности

В Украине продолжается интеграция в общество тех, кого политкорректные журналисты называют людьми с ограниченными возможностями. Кроме борьбы со стереотипами идет и внедрение "мелочей", способных здорово облегчить жизнь владельцу инвалидной коляски, слухового аппарата или белой трости.

Маломобильная работа

У нас, как всегда, серия отличных начинаний натыкается на несовершенство системы контроля над исполнением и извечное отечественное "нехлюйство". И хотя ситуация с так называемой безбарьерной средой ныне значительно лучше, чем двадцать лет назад, облегчить жизнь глухим, плохо видящим и маломобильным согражданам можно было бы гораздо быстрее.

Причин такому промедлению, как говорится, тьма. Это и недофинансирование работы по реконструкции старых зданий и территорий "под инвалидов". Это и нежелание нынешних строителей "напрягаться" для колясочников, что проистекает из недостатка профессионального и общественного просвещения (следствие чего - пресловутое "нетолерантное отношение в обществе"). Это и не слишком профессиональная работа неприбыльных организаций в работе с властью. Это и нехватка квалифицированных экспертов в сфере маломобильности.

Автору удалось недавно побывать на очередном заседании межведомственного Комитета обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре, куда, кроме ряда неправительственных организаций людей с ограниченными возможностями входят представители Минрегиона, органов экспертизы и проектных организаций. Эта структура регулярно и не без успеха работает с 2007 года.

Обсуждался ряд тематических вопросов, в частности привлечение добровольных инспекторов по расширению так называемой безбарьерной среды. Вместе с тем, ведущий заседания Игорь Соколов, начальник министерского Департамента градостроительства и архитектуры, рассказал, о том, что работа по расширению безбарьерной среды тормозится - со стороны строителей существует масса нарушений: то ли из-за нерациональных решений, то ли из-за неопытности, то ли из-за удорожания инженерных конструкций. Яркий пример - изложенная ниже история о станции метро "Демеевская".

Пример одной метростанции

Реальное положение дел показала совместная общественная инспекция новенькой станции метро "Демеевская". "Честно говоря, боялись, что будет хуже!" - сказал замглавы Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины Владимир Папка. На станции есть лифт для колясок, разграничительные линии для слабовидящих людей, пандус, специальный турникет

Однако существует и ряд недостатков. И это при том, что Киевский метрополитен - одна из самых "дружественных" для маломобильных групп населения организаций. Из просчетов было отмечено периодическое отключение звуковых маячков, слабое освещение подземного перехода, одна "коварная" одиночная ступенька на входе на станцию (даже здоровый может покалечиться), незаметный для слабовидящих козырек над платформой, который оказался ниже нормативных метр девяносто

Последнее является прямым нарушением "Державних будівельних норм" (ДБН). Между стеной перрона посреди платформы и окончанием оной - всего 180 сантиметров, из них 80 - от края до полосы безопасности, и всего метр - для прохода пассажиров. По мнению заведующего отделением педагогической реабилитации Киевского городского центра социальной, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов Евгения Свет, рано или поздно на станции случится ЧП. То есть кто-то, и не обязательно инвалид, упадет на рельсы. По факту проверки инспекторы составили соответствующий акт

Интересно, что, по данным организаций инвалидов, еще на четырех станциях существуют подобные "козырьковые" нарушения. Потому акция с "Демеевской" - своеобразный сигнал для строителей станции метро "Выставочный центр", которую сейчас готовят к сдаче в эксплуатацию.

Что касается старых станций, то персонал там уже обучен помогать им, не то что на "Демеевской", сообщил "Подробностям" представитель одной из "инвалидских" НГО. Потому неудивительно, что на заседании Комитета решили провести специальные семинары для работников транспортных организаций.

Из собственного опыта: в США каждый автобус оборудован лифтом для подъема коляски и каждый водитель обучен монтажу коляски на специальных местах в салоне автобуса. А в нью-йоркском метро есть и пандусы, и лифты, и яркая разграничительная линия для слепых.

Что касается нововведений, то Всеукраинская ассоциация глухих одобряет идею киевских метрополитеновцев с фразой "Увага! Прибуває поїзд!". Однако подобное новшество, по ее информации, работает лишь в столичном метро. Неплохо было бы распространить его для подземок Харькова и Днепропетровска. К тому же организация предложила более четко выделить цветом и шрифтом название "текущей" станции на указателях.

Хотя в Киеве и других городах-миллионниках уже проводится определенная работа по расширению безбарьерного пространства, данная тенденция практически не коснулась райцентров. Впрочем, могут с этим помочь созданные комитеты маломобильности на местах. Они попытаются ликвидировать недостаток внимания власти и местного самоуправления к строительству пандусов, подъездных путей на тротуарах, разметки для слепых и вообще соблюдению государственного стандарта - ДБН "Доступність будівель і споруд для маломобільних груп населення" от 1 июня 2007 года.

Интересно, что научно-исследовательский архитектурный центр ПАО "КиевЗНДИЕП" уже сейчас проводит региональные просветительские семинары для архитекторов и рекламирует по стране дополненный "Альбом технических решений оборудования элементами беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-коммунального назначения". По словам его руководителя Вадима Куцевича, на альбом уже есть заказы от строителей. Однако, по мнению представителей Минрегиона, организация не до конца осознает финансовую и имиджевую выгоду от изготовления и распространения издания, целью которого является просвещение не только специалистов строительной сферы, но и общества в целом.

На идеологическую поддержку дела по расширению безбарьерной среды будет направлена и акция для журналистов, которую проведет Ярослав Грибальский, глава совета Национальной ассамблеи инвалидов Украины. На ней ожидается разбор архитектурных решений застройщика (Киевмиськбуд), которые он использовал при постройке новых домов на Троещине.

Что же до работы инвалидов с ДБН и экспертами, то Александр Колесников, заместитель главного инженера "Укрдержбудэкспертиза", заявил, что подрядчики исправляют 90% ошибок, найденных экспертизой. Тем более, что "инвалидские" опции встраиваются непосредственно перед сдачей в эксплуатацию. Однако оказалось, что экспертиза до сих пор не имеет четких и полных критериев работы от украинцев с ограниченными возможностями для проверки соблюдения их строителями. В ответ на это Игорь Соколов предложил экспертам найти возможность и ввести в процесс деятельности специального сертифицированного специалиста по маломобильности, который бы на стадии проектирования давал свои предложения и отвечал за них своей лицензией и репутацией.

Группа давления с ограниченными возможностями

В процессе сбора информации для подготовки материала у одной из заинтересованных сторон возникла интересная инициатива - кто-то предложил активизировать усилия по выбиванию денег из государства на пандусы под Евро-2012. В конце концов, в развитых странах люди с ограниченными возможностями не менее активны, чем "нормальные". Потому будет неудивительно, если в Украину через девять месяцев приедут ультрас на инвалидных колясках.

Бросилось в глаза, что даже опытные представители третьего сектора не совсем четко себе представляют структуру органов исполнительной власти. Этот факт, по мнению автора материала, является очередным барьером для взаимодействия министерствами и ведомствами.

Тем более не стоит забывать, что представительские структуры бизнеса составляют так называемое антилобби организациям инвалидов. За примером далеко ходить не надо - тот же могущественный Комитет поддержки предпринимательства, возглавляемый Михилом Бродским. Эта структура была категорически против учета мнения людей с ограниченными способностями, поскольку воспринимала их замечания как барьер развитию частного предпринимательства. Ранее в подобном была замечена предшественница Бродского Александра Кужель.

Видимо, коалиции инвалидских организаций для более эффективного взаимодействия с властью необходима помощь профессиональных менеджеров Government Relations. Эти коммуникаторы с властью могли бы содействовать перманентному продвижению интересов людей с ограниченными возможностями на Печерских холмах. В данном контексте надо рассматривать и вступивший в силу в феврале 2011-го закон "О регулировании градостроительной деятельности", который облегчал строительство объектов 1-3 групп, облегчая бизнесу жизнь, но усложняя ее для третьего сектора.

Ярослав Грибальский отметил, что Комитет, существующий с 2007 года, не может объять необъятное, особенно если это касается транспорта, банков, почты, вокзалов. Потому решено сконцентрироваться на тех вопросах, которые ныне возможно решить.

Сергей Климович

Источник: podrobnosti.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ