Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Диплом в свободном доступе

Петербургские вузы не вошли в десятку наиболее приспособленных для обучения студентов-инвалидов. Недавно Российский союз ректоров совместно с Высшей школой экономики выясняли, насколько приспособлены российские вузы для инвалидов, прежде всего, для колясочников. Здания учебных заведений оценивались по степени архитектурной доступности для маломобильных групп населения, то есть по наличию лифтов, широких проходов, низких порогов, пандусов.

В мониторинге приняли участие 157 вузов, и практически каждому из них необходимо провести комплекс работ по устранению нарушений архитектурной доступности зданий и помещений в соответствие с требованиями Строительных норм и правил РФ.

«Курьер» решил выяснить, что же не так с вузами Северной столицы.

В Петербурге в целях профессиональной реабилитации инвалидов работает ряд учреждений среднего образования. Однако в последнее время диплом о высшем образовании позволяет людям, испытывающим проблемы со здоровьем, чувствовать себя гораздо увереннее на рынке труда и дает им дополнительные возможности не только для того, чтобы самостоятельно себя обеспечивать, но и активнее интегрироваться в общественную жизнь.

Согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в высших учебных заведениях, могут поступить в государственные и муниципальные вузы вне конкурса - если успешно пройдут вступительные испытания. Таким образом, стать студентом при наличии инвалидности и обучаться вместе со здоровыми студентами вполне возможно. Однако непосредственно обучение часто сопряжено с рядом сложностей, как для самих студентов, так и для вузов.

Санкт-Петербургский госуниверситет в 2010 году на первый курс программ бакалавриата и подготовки специалиста принял 88 инвалидов I и II групп, инвалидов детства, а в этом году - 87 человек. В зданиях университета при ремонте или реконструкции создаются пандусы, наклонные спуски и подъемы, специальные широкие лифты и уборные, устанавливаются специальные перила. Инвалидам по зрению предоставляются необходимые технические средства, есть специалисты, осуществляющие перевод экзаменационных заданий на вступительных испытаниях, контрольных работ, оформленных инвалидами по зрению с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и других материалов.

Однако, по мнению специалистов, финансовые возможности для создания условий обучения людей с ограниченными возможностями вузам должны обеспечиваться на уровне государства.

- Необходимо применение программно-целевого подхода для достижения конкретного результата, в том числе, путем создания федеральной целевой программы с адресным выделением средств вузам под конкретные проекты обустройства зданий, приобретения оборудования, - считает Егор Яблоков, начальник Управления по организации приема СПбГУ. - Сейчас средства на решение данной проблемы в большинстве вузов выделяются по остаточному принципу.

- Любому образовательному учреждению, чтобы внедрить технические средства для обучения студентов-инвалидов, необходимо целевое финансирование, - говорит начальник отдела по социальной и психологической работе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Светлана Белова. - Главное здание нашего вуза построено в 1900-х годах, и у нас нет ни лифтовых шахт, ни пандусов, ни спусков для людей на колясках. Всё это нужно строить. Кроме того, из государственного бюджета должна финансироваться оплата рабочего времени преподавателей, занимающихся со студентами-инвалидами, так как это требует специальной подготовки и навыков.

Некоторые вузы предлагают программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных технологий.

Например, в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете с сентября 2009 года ведется обучение инвалидов менеджменту в специальных группах по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время в таких группах на трех курсах обучается 38 человек.

- У государства нет политики в отношении обучения инвалидов, соответствующей сегодняшней жизни, - говорит директор Центра обучения инвалидов ИНЖЭКОНа Наталья Мюллер. - В последние годы много говорилось о преимуществах инклюзивного обучения и много негативного о специальном образовании для инвалидов, в частности, что оно сегрегирует инвалидов в специализированных учебных заведениях. Но при всех преимуществах инклюзивного обучения нельзя забывать, что оно подходит не всем инвалидам. Особенно это касается тех, кто в процессе обучения нуждается в специальных средствах или методах обучения, а также тех, которым необходимо наличие безбарьерной среды. Поэтому, на наш взгляд, для значительной части инвалидов обучение в неспециализированном образовательном учреждении, но в специализированных группах является более предпочтительным. Нынешняя система обучения инвалидов во многом родом из советского времени. Но за последние двадцать лет появились и новые методы, и новые технические средства обучения, которые требует изменения и самой системы обучения. Так, дистанционное обучение должно стать полноценным видом коррекционного образования.

Дистанционная форма обучения, которая, кстати, пока, в соответствии с российским законодательством, не является самостоятельной наравне с очной, заочной или очно-заочной (вечерней) формами, устраивает вузы, так как обходится на порядок дешевле, чем обеспечение безбарьерной среды.

Но в этой связи возникает другая проблема. Сами студенты говорят о том, что, при наличии соответствующего оборудования, такого как пандусы, лифты, удобные двери, места для парковки автомобилей у здания, вполне могли бы и хотели бы посещать альма матер хоть каждый день.

- Я окончила техникум при Профессионально-реабилитационном центре, - рассказывает Анна Громова, студентка 2 курса (специальность «Менеджмент»). - Очень удобно было учиться, посещать занятия, потому что там созданы все условия для того, чтобы передвигаться на коляске. Высшее образование сейчас получаю заочно, с использованием дистанционных технологий. Несомненное преимущество такого обучения в том, что можно не выходить из дома, чтобы прослушать лекцию, выполнить какое-нибудь задание. Однако приходится много работать самостоятельно и бывает сложно разобраться без дополнительного разъяснения материала преподавателем. Конечно, это зависит от состояния здоровья человека, но я, например, хотела и могла бы учиться очно, приезжать на занятия в вуз, посещать библиотеку, общаться с преподавателями и студентами.

По словам заместителя председателя городского Комитета по науке и высшей школе Александра Матвеева, вузы, расположенные на территории Санкт-Петербурга, являются федеральными государственными учреждениями, находятся в ведении федеральных исполнительных органов государственной власти и финансируются ими. Таким образом, рассчитывать на поддержку за счет средств городского бюджета им не приходится. Получается, что каждое образовательное учреждение должно самостоятельно решать вопрос о том, на какие средства создавать условия для инвалидов.

Комментарии экспертов:

Людмила Шипицына, ректор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Валленберга, Председатель Совета по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга:

- В марте этого года Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга был проведен мониторинг вузов города, в котором приняли участие 28 учебных заведений. По результатам опроса было установлено, что 227 студентов-инвалидов нуждаются в специальных приспособлениях помещений (117 человек - по нарушениям опорно-двигательного аппарата, 28 - нарушениям зрения и 52 - нарушениям слуха). Существует проект «Доступность зданий, сооружений и входящих в их состав помещений вуза для маломобильных групп населения», однако для его реализации необходимо иметь прогноз о количестве лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые будут обучаться в вузах. На сегодняшний день, при наличии в Санкт-Петербурге двух школ для учащихся с нарушением зрения и трех школ - с нарушением опорно-двигательного аппарата, общее число выпускников составляет порядка 40-50 человек в год, среди которых примерно 20 процентов нуждаются в создании условий безбарьерной среды. Это не так много, но, например, в Германии, если в университете обучается хотя бы один студент с ограниченными возможностями здоровья, то для него устанавливаются лифты, пандусы и прочее.

Леонид Фионин, председатель Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества инвалидов:

- Обеспечением доступной среды для инвалидов нужно заниматься постоянно. Это не должна быть временная программа или какая-то разовая акция. У нас нет ГОСТов по этому вопросу, нет справочной литературы, нет узаконенного согласования с общественными организациями инвалидов проектной документации. В законодательстве не прописана система наказаний, штрафов за невыполнение даже тех норм, которые законодательно закреплены. Уверен, проблемы с трудоустройством, образованием, досугом инвалиды могут решить сами, но только при условии доступности. Что касается дистанционных технологий обучения в вузах, то, конечно, хорошо, что они есть. Вполне возможно, что можно получить качественное образование и на дому, но намного легче учиться в коллективе. Поэтому у человека должен быть выбор - как учиться и где. Сейчас такого выбора у студентов-инвалидов зачастую нет.

Надежда Квашенко

Источник:

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ