Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Особенные дети

В Азербайджане наступил новый учебный год. Каждый день дети будут торопиться в школу, чтобы встретится с друзьями, рассказать о проведенных в поездках или на берегу Каспия каникулах и узнать что-то новое от педагогов. А Марьям и Алия (имена по этическим соображениям изменены), станут наблюдать за тем, как нарядные школьники идут на занятия, из окна своей квартиры. По словам младшей, Алии, которой сегодня 14, она "раньше завидовала этим детям, а потом ей стало просто все равно".

Конечно, Алия лукавит. Ей не все равно. Ведь ни она, ни сестра в школу в последние годы не ходят, да и вообще передвигаться самостоятельно не могут.

У девочек тяжелый диагноз - миопатия. Это прогрессирующая наследственная мышечная дистрофия, которая обычно приводит к полному обездвиживанию к середине жизни. И если лет десять назад сестры еще могли довольно свободно передвигаться, то сейчас обе девочки прикованы к инвалидным коляскам. Похоже, сестры смирились. Смирились с тем, что не такие, как все, и среди других людей им не место.

Хотя на самом деле дети-инвалиды такие же, как и все остальные. Они так же огорчаются, так же расстраиваются и плачут, когда их не принимают в компанию сверстников. Правда, с возрастом они становятся сильнее и учатся скрывать свои слабости и огорчения под маской безразличия. И виновато в этом общество так называемых "обычных людей".

"Я сначала была такая как все, а потом стала проявляться моя болезнь. Со мной перестали играть во дворе, я же на коляске, уже не побегаешь... И мама стала бояться, что ко мне будут относиться плохо. Потому что к инвалидам относятся очень плохо, то есть люди их как будто боятся и не уважают... Я не хочу, чтобы ко мне так относились, поэтому почти не выхожу из дома...", - говорит шестнадцатилетняя Марьям, растерянно улыбаясь и отводя глаза.

Проблема детской инвалидности актуальна для всего мира. Это не только медицинская, но и социальная проблема. Как отмечено в Конвенции о правах ребенка, дети с ограниченными возможностями должны вести полноценную жизнь в условиях, которые способствуют их уверенности в себе и облегчают участие в жизни общества.

Но вести полноценную жизнь получается далеко не у всех. Иногда она становится недосягаемой для детей с ограниченными возможностями.

Много ли подъездов, кафе, магазинов, школ в Азербайджане могут похвастаться пандусами для инвалидных колясок? Увы, нет. Не говоря уже об общественном транспорте, о лифтах в метро, которые могли бы спускать инвалидов-колясочников на платформу, минуя эскалаторы, о светофорах со средствами звуковой ориентации, информационных дорожках, специальных указателях со шрифтом
Брайля для незрячих и слабовидящих людей.

Но дело не только в проблеме неприспособленности инфраструктуры для инвалидов в Азербайджане. Самой большой проблемой для детей с ограниченными возможностями становится стигма - стереотипы и дискриминация. Причем, как бы страшно это не звучало, чаще дети с инвалидностью подвергаются дискриминации со стороны взрослых людей. Причем стереотипы поведения и отношения характерны не только для родителей, которые против общения их здорового ребенка с инвалидом, но и со стороны представителей образовательных и медицинских структур.

Мать Марьям и Алии также столкнулась с подобными проблемами, когда хотела продолжить обучение девочек в обычной школе. "Администрация нашей школы сослалась на то, что с моими детьми тяжело работать и за ними нужен особый уход. Кроме того, они ссылались на родителей здоровых детей, которые якобы не хотят, чтобы с их детьми учились дети-инвалиды. Это просто несправедливо! Мои дети - такие же, как и все, и не являются ни обузой для педагогов, ни опасными для общества людьми", - говорит Ирада.

Увы, проблема стигмы и дискриминации существует и в том числе среди родителей бывших одноклассников девочек.

У Минаи, матери девочки, которая учится в школе, куда ходили Марьям и Алия, свой взгляд на вещи. "Я не хочу, чтоб моя девочка переживала, глядя каждый раз на страдания своей одноклассницы. Пока она маленькая, я хочу оградить ее от таких эмоций, она еще столкнется с ними, когда вырастет", - говорит она.

"Мне кажется, что детям с ограниченными возможностями педагоги будут априори уделять больше времени в ущерб моему ребенку", - считает другая родительница.

Конечно, взрослые люди должны понимать, что, стараясь оградить своего ребенка от общения с детьми с ограниченными возможностями, они лишают своего отпрыска частички человечности и необходимого эмоционального опыта. Ведь общение с ребенком-инвалидом не только не принесет вреда ребенку, но и привьет ему чувство ответственности, сделает его добрее и терпимее к недостаткам других. Однако, похоже, душевное спокойствие или, скорее, даже равнодушие своего ребенка им важнее.

Ребенок-инвалид, как никто, нуждается в помощи для интеграции в общество, в равноправии, в праве на получение образования в общих учебных заведениях.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями. Она открывает полный доступ таким детям ко всем возможностям образования и обучения.

Совместное обучение стирает границы между детьми. Главная задача инклюзивного образования - разрушение барьеров, объединение общественного пространства, в котором люди с ограниченными возможностями имели бы такие же шансы, что и их сверстники. При тесном контакте между детьми у общества меняется отношение к инвалидности: она воспринимается не как недостаток, а как особенность того или иного человека.

Правительство Азербайджана сегодня работает над проблемой интеграции детей-инвалидов в общество.

Первого июня, в Международный день защиты детей, Фонд Гейдара Алиева, министерство труда и социальной защиты населения и ЮНИСЕФ начали кампанию "Нет ограничений для возможностей", направленную на устранение пристрастного отношения к детям-инвалидам.

Кампания, которая будет осуществляться в течение шести месяцев посредством специальных мероприятий, социальных роликов на телевидении, объявлений и прочих коммуникационных материалов, будет поддерживать социальную интеграцию детей-инвалидов в масштабе страны.

Цель кампании - изменение отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны родителей, педагогов, работников здравоохранения и все общества. Одним из агитационных мероприятий в рамках кампании станет международная конференция в Баку, которая пройдет 20-го сентября. Она будет посвящена вопросам социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество.

Эльмира Таривердиева

Источник: ru.trend.az

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ