Архив:

Наши любимые "сомики"

"А это я, здрассти! - мне протягивает ручонку мальчишка лет пяти. Второй рукой он прилаживает к улыбающейся мордашке розовую пластмассовую коробочку. Обычно в такие расфасовывают детские новогодние подарки. - Видите, я - космонавт, я прилетел!". Оказалось, что «космонавта» зовут Егором, а вернулся он не из полета, а с арт-терапии, есть такой проверенный временем и дающий отличные результаты метод психокоррекции.

Его, в числе прочих, активно используют в работе сотрудники cектора социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, открывшегося при Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Хорошево-Мневники».

Все в шоколаде!

- Для нас реабилитация детей с ограничениями здоровья - новое направление в работе, и мы к этому серьезно готовились, - рассказывает Светлана Серова, заместитель директора по социально-реабилитационной работе. - Рассуждали так: с кем они общаются? Либо с родителями, либо с ребятами, у которых те же или схожие проблемы. То есть их мир достаточно узок, большинство таких детей несоциализированны. И мы решили дать этим детям возможность общаться со здоровыми ребятами.

- А не было опасений, что «особых» новеньких встретят, скажем так, без особого удовольствия?

- Волновались, конечно, ведь наши ребята - те, что по разным причинам оказались в центре, непростые. И судьбы у них сложные. Кто-то сирота, у кого-то мама лишена родительских прав, ктото на попечении старенькой бабушки остался...

Я заметила, что Светлана Николаевна, рассказывая о своих новых подопечных, упорно уходит от слова «инвалиды».

- Никто из наших сотрудников их так не называет, - подтверждает она. - Ну вот не поворачивается язык, и все тут! А поскольку у многих из этих ребятишек заболевания психосоматического характера, мы стали звать их «наши сомики». Правда, неплохо? И «сомики» прижились у нас быстро.

С первого же дня, как они появились в центре, ребята начали их опекать, помогать. Их даже просить об этом не надо! Вот, например, собираются дети на прогулку. У нас такое правило - надо на улицу в бахилах выходить, мы чистоту очень строго поддерживаем. Смотрю, одна из наших девчонок бахилы надела и тут же за вторую пару хватается. «Тебе зачем? - спрашиваю. - «А в эти я Юлю сейчас обую», - отвечает и - бегом к девчушке-«сомику»...

А на открытии сектора был у нас большой праздник, и спонсоры устроили настоящий шоколадный фонтан, привезли огромную «сладкую фондюшницу», и все ребята лакомились - но при этом сначала помогли наесться от пуза тем, у кого ручки плохо работают, и только потом стали есть сами...

От простого к сложному

- Смотрите, какой замечательный подарок нам спонсоры сделали, - интерактивная доска, отличная вещь. Так вот занятия на ней для наших «сомиков» - это окно в большой мир. Если бы вы видели, с каким удовольствием дети ею пользуются! И компьютерный класс, я вам его покажу, у нас отличный - тоже спасибо спонсорам.

Тут мне под ноги, радостно виляя хвостом и улыбаясь во всю свою смешную моську, кидается непонятно откуда взявшееся маленькое чудо с глазами-пуговками - крошечный йоркшир-терьер.

- Это Челси, - представляет собачуху Светлана Николаевна. - Между прочим, эффективное средство реабилитации для наших ребятишек. Как она их любит! Когда дети на занятиях, она себе места не находит, скучает... А заняться в центре есть чем. График насыщенный. Тут и занятия с психологами, логопедом, арт-терапия - рисование, лепка, уроки музыки...

Марина Игнатова, заведующая отделением социально-трудовой терапии, которое здесь называют «Город мастеров», показывает мне поделки своих воспитанников. На стенах висят детские картины, на полках цветут яркими красками «деревья счастья» - совершенно удивительные работы делают ребята из фольги - я, кстати, не сразу догадалась, что за материал такой редкий используют дети и их «рукодельница», как называют они Марину Станиславовну.

- Конечно, ребята наши начинают с самых простых вещей: например, учатся кисть держать, делают бусы из пуговиц, лепят простенькие фигурки из пластики. Но это все вещи необходимые, развивают мелкую моторику... Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально. Приходится все время переключать его внимание на разные виды деятельности: чем-то одним ребенок больше 15 минут заниматься не может, устает, отвлекается.

Сейчас сотрудники центра - психологи, логопеды, медики - разрабатывают свою комплексную медикосоциальную программу реабилитации детей-инвалидов.

- Одному специалисту это не под силу. Например, чем может помочь «сомику» логопед, если он не будет работать в связке с психологом, который знает особенности характера ребенка, поможет найти к нему подход, - объясняет Светлана Николаевна. - Кстати, вот у нас игровая комната, где психологи занимаются с детьми. Среди наших «сомиков» есть дети аутичные, и для них игровая деятельность - превалирующая.

И мамам стало легче

Заведующая отделением социально-психологической диагностики Оксана Порягина подтверждает:

- Сначала ведь надо сделать так, чтобы ребенок захотел общаться с психологом, не боялся, не плакал, а шел на контакт с удовольствием... Как это сделать? Проще всего через игру. Наша главная задача - научить детей с особенностями физического развития общаться, привить им навыки коммуникации со сверстниками...

Впрочем, психологи центра работают не только с детьми-инвалидами, но и с их родителями, которым психологическая поддержка порой нужна не меньше, если не больше, чем их детям.

- Кстати, благодаря открытию сектора, где дети с ограничениями по здоровью проводят по пять часов в день, некоторые мамы, которые раньше вынуждены были неотлучно находиться при ребенке, получили возможность устроиться на работу, что, как вы понимаете, очень важно, - говорит Светлана Николаевна.

А на прощание сотрудники центра показали мне запись спектакля, в котором принимали участие их ребята - и «сомики», и здоровые дети. Все актеры были хороши, но одна девочка... Прирожденная актриса! А как она поет!

- Поверите, что когда она впервые попала к нам, то еле передвигалась? У девочки очень серьезный диагноз. А теперь она у нас непременная участница всех музыкальных конкурсов, спектаклей, у нее абсолютный слух. Звезда, одним словом, - с гордостью говорит Светлана Николаевна.

...А я думаю, что молодцы они тут, в Хорошево-Мневниках. Помимо всего прочего - такое дивное слово придумали: «сомики»! Нежное, ласковое, необидное.

А вы как считаете?

Прямая речь

Татьяна Потяева, первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы:

- Принятая в Москве программа социальной интеграции инвалидов предполагает строительство реабилитационных центров, предоставление качественных реабилитационных услуг по месту жительства. Сегодня повсеместно при социальных реабилитационных центрах открываются специальные отделения для детей с ограниченными возможностями. Они оборудованы всем необходимым, чтобы поддержать здоровье юных посетителей, развить моторику и речь, помочь справиться с негативными эмоциями, научиться общаться с ровесниками и принимать других и себя такими, как создала природа, - со всеми достоинствами и недостатками. Работа по созданию таких отделений реабилитации для детей с проблемами здоровья в Москве обязательно будет продолжена.

Галина Неробова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ