Архив:

Система льгот в Украине требует взвешенного реформирования

Сейчас, наверное, трудно назвать страну, где бы власти не вводили льготы для людей, нуждающихся в особой поддержке. Не является исключением и наше государство. Между тем вокруг льгот в Украине уже не один год ведутся горячие дискуссии. Одни считают отечественную систему социальной защиты абсолютно декларативной и не подтвержденной финансами, а другие - громоздкой и несправедливой.

Что же имеем на самом деле? Способно ли нынче государство выполнять свои обещания? Каков опыт других стран и что следует сделать для того, чтобы льготы в Украине стали реальными и действенными? Об этом корреспондент УКРИНФОРМа беседует с директором Государственного учреждения "Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Минтруда Украины", кандидатом экономических наук, заслуженным экономистом Украины Сергеем Мельником.

- Сергей Викторович, Украине досталась в наследство очень разветвленная советская система льгот. Кроме того, в первые годы независимости был принят целый ряд новых законов, а количество недовольных от этого не уменьшилось. В чем же выход?

- Нынешняя система государственных льгот призвана частично компенсировать населению низкие заработки, неблагоприятные условия труда, а в ряде случаев служить дополнительным стимулом привлечения к различным видам деятельности или достойно признать особые заслуги той или иной группы населения. И все бы ничего, если бы не постоянная нехватка средств в госбюджете и не увеличение числа льготников.

Систему льгот в Украине регулируют более 40 нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми государство имеет обязательства о предоставлении 156 разнообразных видов социальных льгот, гарантий и компенсаций многим десяткам категорий населения. В результате прямое и опосредствованное право на льготы (с учетом родных и родственников) получили около 43 процентов населения.

- Какой же бюджет может осилить такую нагрузку?

- Собственно, в этом и причина общественного конфликта. По разным оценкам, стоимость задекларированных льгот колеблется в пределах 19-29 млрд грн в год, что в несколько раз превышает объем бюджетных средств всех уровней, которые выделяются на реальное их финансирование.

Чтобы как-то свести концы с концами, почти ежегодно власть делает попытки временно приостановить или же отменить отдельные нормы законодательства, которые провозглашают право на льготы. И редко когда это удается осуществить без проявлений социального недовольства в обществе. Однако так продолжаться долго не может. В Украине уже давно назрела объективная необходимость во введении новых механизмов, способных сделать систему государственных социальных льгот реальной и справедливой.

- Только в каком направлении начинать, что говорит зарубежный опыт?

- Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан является закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается в случае роста индекса цен на один процент, в Дании - на три, Бельгии - на два, Люксембурге - на два с половиной. В некоторых странах - США, Канаде, Франции, Швейцарии - индексация охватывает не все трудовое население, а только часть наемных работников.

Нынче в ЕС высокого уровня достигли программы защиты семейного дохода, который "опускается" ниже установленной планки. В скандинавских странах такие программы получили общегосударственный статус, а в центральноевропейских - региональный или же местный. Несмотря на то, что в формах социальной поддержки населения превалируют денежные компенсации, доплаты или пособия, ни Европа, ни США еще не могут полностью отказаться от льгот.

Скажем, в Финляндии льготы на проезд в поездах и междугородных автобусах имеют все пенсионеры, некоторые категории инвалидов, журналисты и учащиеся. Скидка может колебаться от 30 до 50% стоимости проезда. Инвалиды имеют право на бесплатную медицинскую помощь, льготы на приобретение лекарств.

Принципиально иная модель - в Германии, где льгот практически не существует. Подавляющее большинство привилегий для определенных групп здесь заложено в налоговом законодательстве. Во многодетных семьях, например, за каждого ребенка мать получает налоговый бонус. Т.е., социальное равноправие инвалидов, пенсионеров и других граждан регулируется при помощи общего налогового законодательства.

Бесплатный проезд в транспорте, бесплатный телефон и тому подобное в Германии невозможны, поскольку большинство компаний частные. В настоящее время для пенсионеров отменили практически все льготы на железной дороге, кроме скидки при покупке дисконтной карты, которая дает право на 50% удешевления при приобретении билета. Такую же скидку получают и инвалиды. Но все это - инициатива правления самой компании.

Больше всего преференций в Испании имеют люди преклонного возраста. Тамошние пенсионеры пользуются солидными льготами при оплате проезда в городском транспорте и по стране. Кроме того, предлагаются разного рода путешествия с целью отдыха, в том числе за границу. Такой отдых обходится им дешевле, чем жизнь дома. Однако основная льгота для испанских пенсионеров - это все же льгота на приобретение лекарств.

Французы, получающие минимальную зарплату или минимальную пенсию, освобождаются от налогов. Льготы на лекарства зависят не от возраста и социального положения, а от характера и тяжести заболевания. Можно в 20 лет пользоваться бесплатными лекарствами, а в 80 - платить за них полную цену.

Британские пенсионеры пользуются льготами на проезд в городском транспорте, покупку билетов в кино, на концерты, спортивные соревнования. Они также получают от государства деньги на зимнее топливо (семья, где есть пенсионеры, может претендовать ежегодно на сумму от 400 до 800 ам. долл.).

В Австрии пенсионеры имеют право на бесплатный проезд везде - от автобуса до самолета местной авиалинии. Один раз в год им оплачивается пребывание в санаториях или пансионатах. Они могут пользоваться бесплатными или частично оплачиваемыми услугами врачей (кроме дантистов) и бесплатными лекарствами.

- А как живется нашим ближайшим соседям - пенсионерам Польши?

- С 1 мая 2004 года там вступил в силу закон о социальных льготах и пособиях, согласно которому пособие можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи не достигает 125 ам. долларов в месяц.

В Польше нет единой инстанции, которая занималась бы всеми льготами для пенсионеров и инвалидов. Размер льгот или доплат зависит не только от центральной, но и от местной власти. Польские пенсионеры не имеют никаких льгот, связанных с оплатой жилища или медицинским обслуживанием. Дважды в год они могут купить льготный железнодорожный билет в любом направлении. Что же касается скидки на пользование городским транспортом, то она зависит от мэрии.

В целом различными видами пособий и льгот пользуются около 2 миллионов поляков, или почти 5% населения. Перечень льгот и пособий, которые финансируются государственным и местными бюджетами, равно как и численность людей, получающих пособия, постоянно сокращается. Теперь эти обязательства все чаще берут на себя различные неправительственные организации и общественные фонды.

- Что же полезного, на Ваш взгляд, мы можем перенять из опыта других стран, в частности и СНГ, которым в наследство также досталась советская система соцзащиты?

- Если в Украине льготы предоставляются в натуральном виде, то большинство государств Европы и некоторые страны СНГ ввели денежную помощь как компенсацию за расходы на оплату тех или иных льгот и услуг. В России льготники должны выбирать между социальным пакетом, в который входит обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предоставление санаторных путевок и бесплатный проезд в общественном транспорте, и денежной компенсацией стоимости этих услуг.

Сегодня все чаще отечественные специалисты сходятся на целесообразности совершенствования нормативной базы определения социальных стандартов прожиточного минимума и минимальной заработной платы, размер которых позволит гражданам иметь более высокий уровень доходов. Крайне необходимо, по примеру России, создание "Единой информационно-аналитической системы социальной защиты населения". Она поможет уменьшить расходы на реализацию социальных программ за счет автоматизации процессов и контроля за предоставлением льгот и компенсаций. Следует ввести и специальную электронную карточку, которая упростит механизм расчетов. К этому уже прибегли Россия, США, страны ЕС. А вот социальные программы по профессиональному признаку нужно финансировать по примеру американцев за счет профильных министерств и отраслевых объединений работодателей и ведомств через коллективно-договорное регулирование.

В Латвии централизованных льгот нет. Льготами распоряжаются местные власти. Ежегодно органы самоуправления принимают решение о социальных льготах на следующий год, где определяют, кому предоставляется помощь и в каком объеме. Могут быть введены также и новые категории жителей, которые нуждаются в социальной защите.

Таким образом, в Украине, особенно в контексте антикризисных мер, необходимо пересмотреть подходы к льготному социальному обеспечению в сторону их адресности, социальной справедливости и перевода на денежные формы предоставления. Нужно также провести своеобразную "инвентаризацию" всех льготных категорий на предмет определения реальных потребностей граждан в социальной защите со стороны государства. Речь идет об отстранении лиц с достаточными доходами, искусственных иждивенцев и так называемых "социальных паразитов", прослойка которых, по нашим оценкам, довольно значительна, от и без того очень ограниченных государственных средств на социальное обеспечение.

Словом, главной целью в совершенствовании системы гарантий, льгот и выплат в Украине должна стать гарантия предоставления реальной помощи тем категориям соотечественников, которые действительно в ней нуждаются. При этом отталкиваться, прежде всего, следует от источников доходов претендентов. Только делая акцент на усилении адресной социальной поддержки наименее защищенных граждан, мы сможем построить государство, на которое не будут сетовать соотечественники.

Наталья Андрусенко

Источник: ukrinform.ua