Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Образование на расстоянии

В Баку будет задействована первая дистанционная школа

Чаще всего при слове "ребенок" воображение рисует нам непоседу, за которым нужен постоянный присмотр, который не знает усталости, будто в нем находится вечно работающая батарейка. Однако, к сожалению, далеко не все дети такие. Некоторые отличаются от своих сверстников тем, что не могут принимать участия в их шумных подвижных играх. И причина такого положения дел печальна. Это дети с ограниченными физическими возможностями, для которых порой мир сужается до четырех стен в комнате.

О том, что учиться должны все дети, говоpится много. Но следует признать, что пpоблема слабого pазвития инклюзивного обpазования в Азеpбайджане налицо. Но, опять же, не все дети с ограниченными возможностями по состоянию здоровья могут посещать учебные учреждения. Однако высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий, и в первую очередь глобальной сети Интернет, открывают детям-инвалидам множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение.

Дистанционное образование - это термин, который используют относительно широкого спектра образовательных программ и курсов, начиная с курсов повышения квалификации, которые не имеют аккредитации, и заканчивая аккредитованными программами высшего образования. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, среди которых: интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронная почта, телефон, факс и обычная почта. Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения из-за своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, который удерживает многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, лишая их необходимости посещать занятие по установленному расписанию.

Напомним, что современные возможности решили использовать и в Азербайджане во благо детей, которые по тем или иным причинам не способны посещать школу. Как мы уже сообщали ранее, в рамках реализации Государственной программы по информатизации системы образования в Азербайджане на период 2008-2012 годов при поддержке Фонда Гейдара Алиева и Министерства образования Азербайджана, Главного управления образования города Баку подготовлен проект под названием "Электронная обучающая система". Как сообщает пресс-служба Министерства образования, в рамках этого проекта впервые в стране внедряется дистанционное обучение школьников на дому

С 7 февраля и на протяжении всего 2011 года в рамках пилотного этапа реализации данного проекта семь учителей (из 16 человек, прошедших тренинг по дистанционному обучению школьников) в средней школе N219 Баку будут проводить дистанционные уроки для 30 школьников. В связи с этим первоначально Министерством образования 30 ученикам из числа тех, кто нуждается в особой заботе со стороны государства, для дистанционного обучения на дому были вручены ноутбуки. Благодаря новейшим компьютерным программам каждый из этих учителей, находясь в специально оборудованном центре вне школы (в школе N219 дефицит свободных помещений), сможет проводить дистанционные уроки по разным предметам единовременно с тремя учениками. Цель реализации данного проекта - развитие дистанционного образования в стране, вовлечение в этот процесс школьников, в особенности тех, кто нуждается в особой опеке государства, практическое обучение учеников, учителей средних школ компьютерной грамотности, навыкам использования в образовательном процессе электронных ресурсов. В перспективе проект "Электронная обучающая система" будет реализован и в других школах и регионах Азербайджана. Кроме того, Министерство образования Азербайджана рассматривает возможность внедрения в будущем году системы дистанционного образования в общеобразовательных школах.

Как сообщила Fineko/abc.az руководитель пресс-службы Главного управления образования города Баку Замина Алигызы, данное нововведение будет внедрено согласно плану мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Государственной программы по сокращению бедности и устойчивому развитию на 2008-2015 годы. "Министерство образования в настоящее время рассматривает подобный проект, который планируется реализовать в Баку, не исключено, что эта возможность будет предоставлена в этом году. Для запуска дистанционного образования требуется установка специальных дисплеев на дому у учеников, а также создание соответствующей системы в самой школе, что требует немалых средств", - отметила она.

Отметим, что сегодня детям с ограниченными возможностями предоставляется возможность получения общего образования посредством "Школы на дому", когда педагог преподает необходимые предметы непосредственно на дому. Внедрение дистанционного образования позволило бы более рационально использовать кадровый потенциал школы и дало бы возможность детям принимать участие в уроке в интерактивном режиме.

Надо сказать, что идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. В 1840 году Исаак Питман посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Сединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса.

В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои Lehrbriefe (букв. "обучающие письма") в качестве самоучителя по языку для взрослых. Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Сединенном Королевстве был основан Лондонский университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые университетом. Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. Что касается Западной Европы, то в 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. Итак, для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Остается надеяться, что в этот проект будут вовлечены все дети, которые нуждаются в дистанционном обучении. Ведь для многих это единственный путь к знаниям, но без помощи государства им не обойтись.

С.Алиева

Источник: zerkalo.az