Архив:

Ответ клеветникам

Скандальный фонд "Федерация" пытается спасти репутацию в судах

Представитель благотворительного фонда "Федерация" Владимир Киселев выиграл три иска против журналистов, критиковавших фонд. Виновными в нанесении вреда репутации благотворителей признаны "Московский комсомолец", "Коммерсант" и "Новая газета". Впрочем, журналисты намерены обжаловать решения судов, а тон публикаций о "Федерации" не становится мягче. СМИ сообщают, что Киселев уже начал отвечать матом на просьбы прокомментировать итоги разбирательств.

На сайте фонда "Федерация" говорится, что миссия организации - "содействие в решении социальных проблем посредством привлечения общественного внимания к благотворительной деятельности в России". Нельзя не отметить, что часть миссии фонд выполнил более чем успешно: общественность уже более полугода неотрывно внимает новостям о его работе. А вот помогло ли это решить какие-то социальные проблемы - вопрос спорный.

По некоторым данным, Владимир Киселев возражает, когда его называют главой "Федерации", поэтому обычно он фигурирует в СМИ как "представитель" или "член общественного совета фонда". Однако никакие более высокопоставленные лица от имени фонда не выступают, и в глазах общественности название "Федерации" закономерным образом стало ассоциироваться именно с фамилией Киселева.

Киселев родился на Украине, но рано переехал в Ленинград. Знаменитостью он стал еще в 1980-х годах, когда являлся художественным руководителем легендарного советского ВИА "Земляне". В конце 1980-х - начале 1990-х годов Киселев, покинув "Землян", стал продюсером сразу нескольких групп. Ряд источников (в том числе пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков) указывали на его знакомство с Путиным. В 2000 году, как раз когда Путин стал президентом, Киселев переехал в Москву и возглавил ГУП (впоследствии - ФГУП) "Кремль", занимавшееся организацией культурных мероприятий. Вскоре "Общая Газета" написала, что Киселев якобы представлялся новым московским знакомым как "Владимир Владимирович, друг Володи". В 2001 году стало известно, что Киселев уже не возглавляет ГУП. По сведениям СМИ, его сменил на посту Андрей Айвазов, до этого бывший его заместителем. Однако через пять лет Киселев снова возглавил предприятие. А в 2008 году (вскоре после окончания президентства Путина) ФГУП расформировали. Управляющий делами президента Владимир Кожин пояснил, что предприятие не справилось со своими задачами.

По неподтвержденным данным, некогда у Киселева имелись и менее полезные для имиджа связи. Издание "Фонтанка.ру" сообщало, что в начале 1990-х годов Киселева якобы ненадолго задерживали в рамках уголовного дела криминального авторитета Александра Малышева. Последний является очень ярким персонажем "бандитского Петербурга" 1990-х годов. Его до сих пор иногда вспоминают СМИ. Экс-депутат Госдумы и предполагаемый член "тамбовской" группировки Михаил Глущенко по кличке Миша Хохол, которого сейчас обвиняют в вымогательстве и убийствах, не далее как 31 августа 2011 года заявил в петербургском суде, что его зовут Мигель Гонсалес. Из-за неадекватного поведения экс-депутата отстранили от процесса. Так вот, некоторые аналитики полагают, что Глущенко в своем перформансе намекал вовсе не на известного боксера, а на того самого Малышева. Криминальный авторитет, переехав в Испанию, взял фамилию жены и стал Александром Гонсалесом.

Фонд "Федерация" был зарегистрирован в декабре 2010 года. Об этом свидетельствуют учредительные документы, размещенные на сайте. Некоторые СМИ намекали на то, что на самом деле фонд якобы был зарегистрирован чуть позднее, но в целом это не так уж и важно (особенно если учесть, что в короткой истории фонда есть много куда более интересных деталей). 10 декабря "Федерация" организовала в Санкт-Петербурге благотворительный концерт невероятных масштабов. На мероприятии присутствовали Жерар Депардье, Микки Рурк, Кевин Костнер, Голди Хоун, Венсан Кассель, Моника Белуччи, Курт Рассел, Орнелла Мути, Шэрон Стоун, а также Владимир Путин. В ходе концерта глава правительства сыграл на рояле и спел пару песен. Спонсорами мероприятия называли такие крупные компании, как "Аэрофлот", РЖД, "Согаз" и "Ростелеком".

Сообщалось, что концерт нацелен на помощь детям с онкологическими и офтальмологическими заболеваниями. Общественность, исходя из своих представлений о благотворительной деятельности, ожидала, что на концерте проведут сбор средств в пользу больных детей, или приглашенные знаменитости получат гонорары, которые впоследствии перечислят на счета медицинских учреждений... Однако финансовая сторона деятельности "Федерации" в итоге была освещена куда менее ярко и отчетливо, нежели шоу. И это в принципе объяснимо, если учесть, что тот же Киселев - продюсер, а не экономист.

Уже 20 декабря в прессе появились заметки, авторы которых сетовали, что "издания и телеканалы, рассказавшие о благотворительном событии, так и не нашли ответа, сколько удалось собрать организаторам". А в начале марта 2011 года на сайте радиостанции "Эхо Москвы" было опубликовано письмо Ольги Кузнецовой - матери тринадцатилетней Елизаветы Кузнецовой, которая была одной из самых заметных участниц благотворительного концерта. Женщина утверждала, что за минувшие три месяца не получила никакой помощи от организаторов мероприятия.

Отзывы представителей "Федерации" на разразившийся скандал были довольно противоречивыми. С одной стороны, они отреагировали на критику и рассказали об оказании помощи ряду больниц. С другой стороны, была сформулирована вышеупомянутая миссия фонда, согласно которой цель организации - не самостоятельная благотворительная деятельность, а привлечение внимания к больным детям. Некоторые аналитики трактуют это следующим образом: "Федерация" намерена просто знакомить родителей больных детей со знаменитостями, а вопросы благотворительности те должны решать между собой самостоятельно.

Такая трактовка выглядит довольно странно. На самом деле помощь больным детям - вовсе не простое и радостное занятие, которым богатый человек может эффективно заниматься на досуге. Лечение многих заболеваний стоит действительно очень дорого (даже для очень богатых людей), а итогом его зачастую является не полное выздоровление, а спасение ребенка от смерти (но не от инвалидности). То есть благотворителю в большинстве случаев предстоит не выделить определенную сумму и вскоре увидеть здорового веселого ребенка, а регулярно оплачивать дорогостоящие процедуры, чтобы иметь возможность видеть очень больного, но все-таки живого подопечного. Причем больных детей очень много, и достаточно сомнительной представляется ситуация, когда лишь единицы могут найти себе богатого покровителя.

Гораздо эффективнее вопросы лечения, реабилитации и последующего устройства жизни больных детей способны разрешить не отдельные знаменитости, а специальные организации, выступающие посредниками между благотворителями и их подопечными. Они могут себе позволить иметь собственные базы данных, бухгалтерии, оплачивать исследования, продвигать законопроекты, заниматься обустройством рабочих мест и городской среды для инвалидов, а главное - содержать для всех этих целей штат профессионалов. Когда такие организации основывает государство и финансирует их деятельность за счет налогов, они называются системой соцобеспечения. А порой организации основывают частные лица, собирающие взносы с богатых (и не очень) людей и избавляющие их от дальнейших забот, связанных с непосредственным оказанием помощи. Тогда такие организации называются благотворительными фондами.

"Федерация" позиционирует себя именно как благотворительный фонд. Однако СМИ очень быстро пришли к выводу, что единственное направление работы, которым организация занимается действительно всерьез - это обеспечение контактов потенциальных благотворителей и родителей некоторых больных детей. Вопреки ожиданиям сторонников идеи "их надо просто познакомить, а дальше все пойдет само собой", "само собой" получилось очень немногое. Более того, вышеупомянутая Ольга Кузнецова заявила, что ее дочери знакомство со знаменитостями в чем-то даже повредило. По словам Кузнецовой, гораздо менее разрекламированный фонд "Здоровье и будущее детей", долгое время помогавший Елизавете, начал интересоваться - нужна ли девочке помощь после того, как она пообщалась с самой Шэрон Стоун? "Мне звонят постоянные спонсоры фонда с вопросом, почему они должны давать деньги на Лизу, ведь она теперь звезда, после такого в золоте должна купаться", - посетовала мать.

Многие СМИ не ограничились тем, что указали на малую эффективность работы "Федерации". Фонд и лично Киселева начали активно обвинять едва ли не в преступной деятельности. В прессе бурно развивались теории заговора, выдержанные в жанре "кража денег у больных детей" и "пиар на больных детях". Почти никто не захотел предположить, что речь идет просто о непродуманном, но слишком разрекламированном проекте. Все стремились увидеть в действиях "Федерации" какие-то злодейские тайные цели.

Реакция Киселева не заставила себя ждать. Он начал подавать в московские суды иски о защите чести и достоинства. 18 августа суд удовлетворил первый иск, поданный к газете "Московский комсомолец" и журналисту Александру Минкину. "МК" обязали выплатить истцу 150 тысяч рублей, а Минкина - 50 тысяч рублей за статью под заголовком "Путина обокрали". В этой статье Минкин, пожалуй, действительно совершил серьезную ошибку, предположив, что "ловкачи из 'Федерации' уже сменили имена, явки, сделали себе фальшивые документы и пластические операции... Но, зная характер ВВП, за их благополучие мы бы не дали и дохлой сухой мухи, как сказал говорящий Сверчок бестолковому Буратино. А для тех, кто не читал старую сказку, скажем понятнее: у Литвиненко было больше шансов после чая с полонием, чем у этих уродов". Журналист слишком самонадеянно обрисовал ситуацию в стиле "я и Путин против нечестных бизнесменов". Тогда как в реальности выяснилось, что премьер-министр вовсе не намерен записываться в союзники к Минкину и травить Киселева полонием. Он вообще фактически отстранился от ситуации.

30 августа суд удовлетворил один из нескольких исков, поданных Киселевым к газете "Коммерсантъ". Издание и эксперта Льва Амбиндера обязали заплатить по три тысячи рублей за фразу "все фонды - такая же профанация, что и 'Федерация'". Конечно, с выступлением Минкина это не сравнить (особенно если учесть, что Амбиндер говорил даже не от своего лица, а просто отметил, что ему приходят письма с таким содержанием). Наверное, поэтому и сумма компенсации уменьшилась многократно.

Еще меньшая компенсация была назначена на следующий день, когда был удовлетворен иск Киселева к "Новой газете" и музыкальному критику Артемию Троицкому. Критик на страницах газеты также выступил с заявлениями о премьер-министре, отметив: "На глазах всего мира и в присутствии Путина устроили аферу". За эти и другие рассуждения его обязали заплатить Киселеву символические 50 копеек. Такую же сумму должна будет выплатить "Новая газета".

Стоит отметить, что изначально в исках выдвигались более серьезные требования. С "МК" и Минкина, а также с "Новой газеты" и Троицкого Киселев хотел получить по миллиону рублей (правда, в случае с "Новой" и Троицким истец снизил сумму требований самостоятельно). С "Коммерсанта" представитель "Федерации" требовал компенсацию не только за высказывания Амбиндера, но и за слова журналистов Олега Кашина, Александра Черных и Александра Воронова. Общая сумма требований составляла два миллиона и один рубль. Но иски к Кашину, Воронову и Черных в итоге были отклонены, а иск к Амбиндеру суд удовлетворил частично.

Впрочем, журналисты, проигравшие судебное разбирательство, не удовлетворены значительным снижением суммы компенсаций. Все они намерены обжаловать решения судов и добиться полного оправдания. Артемий Троицкий пообещал: "За те 50 копеек, которые выиграл у меня Киселев, еще будет борьба, потому что копеечка рубль бережет". Ранее в суде критик отметил, что СМИ выступают против "Федерации" настолько единодушно, что своими исками "господин Киселев мог бы устлать всю дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга". А "Коммерсант" опубликовал статью с ехидным заголовком "Благотворительный фонд 'Федерация' начал сбор средств с журналистов". В этой статье журналист Иван Тяжлов отметил, что представитель фонда теперь очень враждебно относится к прессе. По словам Тяжлова, когда он попросил прокомментировать одно из решений суда, Киселев ответил: "Браток, тебя как, по факту послать или просто на х**? Забыл этот телефон! Забыл, я тебе сказал!".

Очевидно, что журналисты уверены в своей невиновности и намерены отстаивать право на критику "Федерации". Возможно, это связано с тем, что скандалы вокруг фонда продолжаются. В июле организация устроила два благотворительных концерта в Москве. Неудивительно, что к мероприятиям с самого начала отнеслись скептически, а вскоре была обнаружена и подходящая фактура для скандала. Олег Кашин опубликовал в своем блоге письмо Оксаны и Юрия Звонаревых, которые утверждали, что при рекламе московских концертов "Федерация" использовала фотографию их дочери Дарьи, умершей еще в марте 2010 года. Звонаревы расценили эти действия как "дикость и надругательство над памятью нашей девочки". Сообщалось и о других, менее кричащих, но все равно сомнительных подробностях благотворительных концертов.

В общем, идея решить одну из важнейших социальных проблем за счет пиара с треском провалилась. Журналисты, а вслед за ними и общественность восприняли эту идею скорее наоборот - как стремление провести пиар-кампанию за счет социальной проблемы. Причем нельзя с уверенностью сказать, что никто из журналистов не подхватил идею и не решил тоже прославиться, создав себе образ "борца с чудовищным фондом 'Федерация'". В итоге получился один сплошной пиар, а проблемы больных детей как-то отошли на второй план.

Татьяна Ефременко

Источник: lenta.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ