Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Точки над некоторыми "i"

Высший Административный Суд Украины поставил точку в вопросе о том, кто и что должен делать для трудоустройства инвалидов

Большое количество споров между работодателями и Фондом соцзащиты инвалидов (далее - Фонд) продемонстрировало судьям, что с пониманием замыслов законодателей в вопросах трудоустройства людей с особыми потребностями явно не все в порядке. Посему ВАСУ решил разъяснить наиболее спорные моменты, рекомендовав судьям низших инстанций применять в своей практике собранный воедино наработанный опыт.

Кто кому и за что должен

ВАСУ поставил точку в спорах относительно распределения обязанностей по трудоустройству инвалидов (ЛІГА:ЗАКОН исследовала этот вопрос в материале "Спорный момент"), прямо указав, что "обов'язок по працевлаштуванню інвалідів відповідно до встановленого Законом нормативу покладається як на роботодавців, так і на державну службу зайнятості". При этом четко определил обязанности работодателя в этом вопросе, за нарушение которых к нему могут применяться административно-хозяйственные санкции (далее - санкции).

К таковым, согласно Закону "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - Закон), относятся:

- выделение и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест;

- создание для инвалидов условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации;

- обеспечение других социально-экономических гарантий, предусмотренных действующим законодательством;

- предоставление службе занятости информации, необходимой для организации трудоустройства инвалидов (об этом ЛІГА:ЗАКОН писала в материале "Учите матчасть!");

- отчетность перед Фондом о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Перечень исчерпывающий.

Посему ВАСУ посоветовал судьям при рассмотрении админдел устанавливать факты соблюдения (или нарушения) указанных обязательств, а также исследовать причины нетрудоустройства инвалидов, если таковые есть.

Проще говоря, если работодатель исполнил все вышеуказанные требования, но служба занятости не направила к нему инвалидов (и сами инвалиды не обращались), то его нельзя привлечь к ответственности за нарушение норматива ввиду отсутствия его вины (см. также "Главное - показать готовность").

Отдельно ВАСУ подчеркнул, что "право звернення до суду у відділень Фонду виникає після встановлення факту несплати адміністративно-господарських санкцій", а не после выявления нарушения нормативов трудоустройства (отчет в Фонд подается до 1 марта года, следующего за отчетным). К слову, срок уплаты санкций - до 15 апреля года, следующего за отчетным, а срок подачи админисков об уплате санкций и пени - год со дня, когда обнаружилось нарушение (то есть неуплата санкций).

О правилах расчета мест и санкций

Помимо обязанностей работодателя, ВАСУ обратил внимание на порядок расчета количества необходимых рабочих мест и определения размера санкций. Так, прежде всего стоит обратить внимание на то, что расчет количества необходимых рабочих мест и размера санкций определяется согласно нормативным актам, действующим на протяжении отчетного периода, а вот порядок их уплаты и предоставления отчетности - согласно актам, действующим на момент осуществления указанных действий.

Кстати, на практике часто возникает вопрос исчисления среднеучетного количества работников и, соответственно, требуемого количества рабочих мест для инвалидов (подтверждением сему служит материал "1:0 в пользу работодателя"). ВАСУ рекомендовал работодателям "визначати середньооблікову чисельність працівників та чисельність працівників за встановленим Законом нормативом у цілих числах, округлюючи дробові числа відповідно до встановлених правил математики" (то есть цифры до 4 включительно после запятой следует округлять до нуля, а после 5 - до единицы).

Налоговые нюансы

Также ВАСУ обратил внимание на налоговые нюансы начисления и уплаты санкций. Единоналожникам следует обратить внимание на то, что, поскольку взносы в Фонд не относятся к налогам и сборам, предусмотренным налоговым законодательством, то Указ об упрощенной системе налогообложения не распространяется на отношения между Фондом и работодателями-единоналожниками.

То есть отчисления в Фонд осуществляются помимо единого налога, и санкции применяются в общем порядке.

Нередко возникает вопрос, за счет каких средств следует уплачивать санкции и пеню. По этому поводу ВАСУ указывает следующее: "Сплату адміністративно-господарських санкцій і пені роботодавці проводять відповідно до закону за рахунок прибутку, який залишається в їх розпорядженні після сплати всіх податків і зборів" (согласно ч. 3 ст. 20 Закона).

При этом следует понимать, что отсутствие прибыли не освобождает работодателя от необходимости расчетов с Фондом. В случае отсутствия прибыли взыскание таких сумм по решению суда может быть обращено на имущество работодателя.

Ольга Михайлинин

Источник: ligazakon.ua