Архив:

"Не дождусь, когда увижу нашу ребятню!"

Дочки долго ныли, что им тяжело делать уборку. Уроков на завтра - тьма, а еще младшей надо выучить стишок, а у старшей - трудная задача по физике. "Ну что ж, если так трудно убирать квартиру, пойдем в гости, - убив много времени на уговоры, сказала я." Дочки удивленно переглянулись, но тут же с готовностью стали одеваться: спасение от обременительной работы было воспринято с энтузиазмом.

- А куда пойдем?

- К моей подруге.

Войдя в опрятную однокомнатную квартирку Тамары Михайловны, я вручила ей коробку конфет. Дочки с удивлением смотрели на мою знакомую в инвалидной коляске - худенькую, приветливую, улыбающуюся нам навстречу... Сирота, заболев еще в юности, эта хрупкая женщина привыкла о себе заботиться сама, без посторонней помощи готовить еду, мыть посуду, стирать и убирать. То был наглядный урок моим детям: стыдно сетовать на трудности, когда жизнь оделила тебя здоровьем, молодой силой.

...Недавно я побывала в специальной средней общеобразовательной школе № 188 для детей с нарушением зрения, расположенной на улице Максима Богдановича в Минске. Очень скоро здесь прозвенит первый звонок для десятка малышей - воспитанников специального детсада № 353. Будет торжественная линейка с трогательными речами, музыкой и традиционными букетами для учителей. Все пройдет по отшлифованному десятилетиями сценарию, как и в других белорусских школах. Правда, для первоклашек учебный год начнется с адаптационного периода, немаловажной составляющей которого является запоминание помещений, лестниц и дверей, их расположения и возможных опасностей (дети есть дети) - ушибов и падений. Здесь таблички на дверях, о близости которых предупреждают фигурки из мягкого материала (тактильные ориентиры), прикрепленные к стене на уровне руки, продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля. Насколько же все сложнее для тех, кто совсем плохо видит или незрячий!

Педагог такой специальной школы - профессия универсальная и уникальная одновременно. Сюда совершенно незачем идти работать, если ты не обладаешь тактом, чуткостью, терпением и добротой. Здесь нечего делать тем, кто экономит душевное тепло, устает от детей и не любит их.

- Для меня это только второй учебный год, - рассказала тифлопедагог (работающий с детьми, лишенными зрения или имеющими его нарушения) и дефектолог, воспитатель группы продленного дня Екатерина Гурова. - Не дождусь, когда опять увижу нашу ребятню: так к ним привязалась. Они у нас такие!.. Дружные, активные, творческие, а главное - оптимисты. Конечно, они очень разные, к каждому свой подход нужен, но объединяет их стремление к творчеству, самовыражению, что мы, педагоги, и стараемся в них укрепить и развить. Кто-то сочиняет стихи либо пытается писать рассказы, другие вышивают или занимаются бисероплетением, почти все поют и все обожают готовить представления. Ну скажите, как их можно не любить?..

А между тем этим детям все дается с гораздо большими трудностями, чем здоровым детям. Им сложнее строить отношения. Но ни в одной школе я не видела такого бережного отношения одноклассников друг к другу, как здесь! Им труднее учиться. Но нигде я не видела такого стремления к знаниям, как в СШ № 188: из выпуска 2011 года только двое ребят пошли работать слесарями сборочных работ на ЧУП «Светоприбор», остальные продолжили обучение. Например, Евгения Буглак поступила в Минский государственный лингвистический университет. Трое выбрали Белорусский государственный университет - Анастасия Сидлецкая, Вячеслав Воробей (физический факультет!) и Анастасия Волохович. Мечтает стать юристом студент столичного техникума бизнеса и права Александр Михневич. А Светлана Андрейчик и Алена Габрильчук поступили в Гродненский государственный медколледж, где не так давно открылось отделение по подготовке массажистов. И такая статистика из года в год. А если учесть, что эти дети прошли экзамены в вузы и ссузы на общих основаниях, то все сразу становится на свои места.

Почти все учащиеся СШ № 188 обучаются по общешкольной программе. Разве что здесь нет у старшеклассников такого предмета, как допризывная подготовка, а так - список полный, в том числе изобразительное искусство и черчение. Конечно, есть (их немало!) свои особенности. Например, только часть слабовидящих детей может обучаться по учебникам с плоскопечатным текстом. Остальные ребята могут пользоваться только пособиями со шрифтом Брайля, который осваивают в первом классе по букварю. Эта главная для всех книга в СШ № 188 (подобные школы есть во всех областных центрах и в Молодечно) имеет непривычный вид: буквы - определенное количество в определенном порядке расположенных точек (А - одна точка, Б - две вертикальные, В - две горизонтальные и т. д.), страницы из белого пластика, вместо ярких рисунков - выпуклое изображение. Обучение проходит, как говорят тифлопедагоги, на слухо-тактильной основе.

Тут в книгу не подсмотришь, шпаргалкой не воспользуешься, как говорится, что выучил, то выучил. Именно поэтому хорошая память у незрячих детей - необходимая составляющая процесса обучения. Доходит до того, что многие из них (конечно, благодаря тренировкам) в уме легко не только складывают и вычитают трехзначные числа, но и делят, умножают их. В начальных классах!

Обычные школьные принадлежности (линейки, чертежные доски и т. д.) также приспособлены для детей с патологией зрения. В классах на каждом столе укреплены не только лампы (локальное освещение), но и подставки для ручек, карандашей, чтобы были под рукой. Еще одна особенность - на стене сектора начальных классов нарисована огромная таблица Шульте, используемая для развития зрительного внимания и расширения поля зрения.

Бытует заблуждение, что у слепых людей обостренные слух, обоняние, тактильная чувствительность. Однако все эти в некотором роде компенсаторные способности обретаются только в результате постоянных и упорных занятий. В школе есть коррекционный блок, где таковые и проходят. Вот «Брайлевская колодка», с помощью которой отрабатываются навыки восприятия рельефно-точечного алфавита. Вот пишущая машинка по Брайлю. А здесь прибор «Ориентир». Размещая на его магнитной доске нужные сооружения, дорожки, препятствия, дети могут моделировать и изучать необходимые маршруты. Для развития тактильной чувствительности есть специальные объемные (например фигурки), выпуклые, рельефные (холм, цветок) и с шершавыми поверхностями пособия. Оборудована кухня, назначение которой - в закреплении социально-бытовых навыков. На стене - аккуратный ряд легких тростей: их время придет, когда ребята вместе с педагогами приступят к обучению передвижения с ними. И много, много других приспособлений и пособий, призванных облегчить ребятам учебу и жизнь.

Один из любимых воспитанниками СШ № 188 - кабинет информатики. Компьютеры здесь оснащены брайлевскими дисплеями, звуковыми программами. Текст на мониторе можно увеличить до одной буквы на экран. Программа «Книголюб» позволяет незрячим читать любой плоскопечатный текст - книгу, газету. Особая гордость директора школы Алексея Пятницы - принтер, печатающий любые тексты рельефно-точечным шрифтом.

- Педагоги нашей школы, как ни в какой другой неспециальной, уделяют особое внимание не только учебе, но и всестороннему развитию личности ребенка, - подчеркнул Алексей Пятница, работающий в этом учебном заведении с 1988 года. - Цель - расширить диапазон возможностей детей с патологией зрения в дальнейшем, когда они будут выбирать будущую профессию, устраиваться на работу, создавать семью. У нас много прекрасных, все делающих для этого педагогов, среди которых преподаватели русского языка Тамара Метелькина, физики и информатики - Владимир Микульчик и другие. С воодушевлением работает и молодежь.

Факультативы, кружки, активное общение, подготовка и проведение праздников (у нас они всегда проходят интересно, с огоньком), встречи с интересными людьми, среди которых и ветераны Великой Отечественной войны (о них рассказывает фотогалерея «Мы - патриоты»). Наши частые гости - музыканты и вокалисты из филармонии. Дети им очень рады, так как для них это еще и мастер-класс. Большинство наших воспитанников кроме диплома получает и свидетельство об окончании детской музыкальной школы. Педагоги, которые приходят к нам из ДМШ № 19, обучают ребят по классу фортепиано, аккордеона, гитары, флейты, хорового пения. К слову, теперь у них есть возможность продолжить образование в Курском музыкальном колледже-интернате для слепых. А если говорить о преемственности, то в нашей школе работает бывшая выпускница (сейчас она в декретном отпуске) - учитель начальных классов Татьяна Голубева.

Надеюсь это станет традицией, ведь многие наши выпускники избрали педагогическую стезю... Мы прослеживаем дальнейшую судьбу каждого воспитанника, она нам не безразлична...

Сегодня в СШ № 188 - 106 учащихся, не считая первоклассников. Есть среди них и члены семей военнослужащих. Четверо детей - из многодетных семей, 32 ребенка - из неполных. 99 детей - инвалиды, причем некоторые из них не только по зрению. К серьезным офтальмологическим диагнозам (глаукома, дистрофия сетчатки, опухоли и т. д.) присоединяются детский церебральный паралич, ревматоидный артрит, другая патология... Бывает, что влияет и наследственность: в СШ № 188 учатся дети ее бывших выпускников. А случается и так: ребенку хирургическим путем благополучно удалили опухоль головного мозга, но при этом повредили зрительный нерв, в результате - слепота. Но как бы ни складывалось у ребят со здоровьем, желание учиться, по наблюдению педагогов, зависит от чего угодно, но только не от степени потери зрения.

Разумеется, в столичной специальной школе созданы все условия для обучения таких детей. Но без их горячего желания добиваться поставленных целей, которое всеми возможными способами укрепляют учителя, многого достичь им бы никогда не удалось. Эти ребята не любят, когда их жалеют. Их упорство и требовательность к себе я без всяких натяжек назвала бы мужеством. Они учатся открывать те двери, которые изначально были закрыты для слепых: расширяют диапазон профессий для освоения, завоевывают авторитет в новых сферах деятельности, активно участвуют в общественной жизни, устраивают счастливую семейную жизнь.

Да, наверняка главные трудности для ребят нынешнего выпуска СШ № 188 еще впереди. Но они, как подчеркнул в разговоре один из них - Артем Маковский, не пугают молодых людей. Они радуются открывшимся горизонтам, новому этапу своей жизни. И верят только в добрые перемены, верят в себя...

1 сентября в числе первоклассников, в обнимку с пышным букетом впервые переступивших порог СШ № 188, будет и семилетний Матфей Юркевич. Его родители Елена Павловна и Юрий Станиславович постараются скрыть от сына такое понятное волнение...

Елена Романова

Источник: vsr.mil.by

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ