Архив:

"Особенные" дети могут попасть под пытку классом

Интеграция детей «с особыми потребностями» в обычные школьные коллективы должна помочь «особым» быстрее адаптироваться в социуме, но может стать для них настоящим испытанием. На днях Кабмин Украины сделал очередной шаг по внедрению в стране инклюзивного образования - а именно утвердил порядок организации оного процесса в общеобразовательных заведениях. Таким образом, теперь есть практически все, чтобы школьники с недостатками физического или умственного развития, в том числе и дети-инвалиды, учились среди своих сверстников не в специальных интернатах, а в обычных школах по месту жительства.

И это вроде как и неплохо. Во-первых, украинская система среднего образования еще на один шаг приближается к мировым стандартам: собственно, сам документ и разрабатывался в рамках выполнения Конвенции о правах инвалидов и ряда других актов, призванных улучшить жизнь необычных детей в обычном обществе.

Во-вторых, в Украине сегодня и так насчитывается 129 тысяч детей с особенными образовательными потребностями, которые живут и учатся наравне со всеми. Да и сам порядок разрабатывался с учетом опыта двух десятков учебных заведений, участвующих в реализации Всеукраинской программы по социальной адаптации и интеграции детей, которые нуждаются в коррекции физического и/или умственного развития путем инклюзивного образования. А значит, идея работает и требует продолжения.

В-третьих, пребывание среди своих одногодок и правда позитивно влияет на «инклюзивных» детей: они быстрее развиваются, лучше схватывают информацию и вообще демонстрируют более впечатляющие результаты, чем обучаясь в школах-интернатах. Однако у Украины, как всегда, имеются свои реалии, способные поставить жирный крест на любой даже самой многообещающей инициативе. И если их не учесть, то попытка улучшить жизнь «особых» школьников может превратиться для них буквально в пытку.

Дело в том, что, если говорить откровенно, наше общество не готово принимать с распростертыми объятьями тех, кто чем-то отличается от основной массы. А уж инвалидов чуть ли не откровенно списывает со счетов. И детское, точнее, подростковое сообщество - не исключение, поскольку является отражением всех позитивных и негативных черт взрослого социума.

Многие из них гиперболизированы: дети в принципе не способны подавлять неприятие. И то, что вызывает у подростка раздражение, как правило, вызывает и агрессию. Соответственно, если в эту неподготовленную среду «вбросить» такого же неподготовленного ребенка с физическими или умственными недостатками - результат, в общем-то, будет прогнозируемым.

«Я могу привести пример ребенка с особенными потребностями, который учился в обычной школе, - рассказала «Комментариям» коррекционный педагог и семейный психолог Ирина Сухомлинова. - Могу сказать, что оценки ему, по большему счету, ставили только исходя из его положения. А дети к нему относились очень плохо. Пусть это была частная гимназия, и дети были не из простых семей, но и в обычных школах, думаю, ситуация может быть аналогичной. Особенно если учесть, что школьники делятся на стайки, у них есть своя иерархия, лидеры».

По словам Сухомлиновой, тут многое зависит от педагогического состава. И вряд ли учителя смогут удерживать положительное отношение к необычным детям - они и с обычными не всегда могут справиться. Да и не все педагоги сами готовы относиться к таким детям с нормальных позиций. «Думаю, что школы будут искать любые предлоги, чтобы не брать таких детей», - считает психолог.

А предлоги такие у школ, судя по Порядку организации инклюзивного образования, будут. Например, в документе говорится, что «решение о создании классов с инклюзивным образованием принимается руководителем учебного заведения с учетом требований населения и при условии материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров» и так далее, а «собственник заведения выделяет в установленном порядке средства» для всего этого. Соответственно, при желании найти причину для того, чтобы не открывать такие классы, - проще простого. Дескать, учителей нет, условий нет, школа, как в известном мультфильме, населена роботами...

Но даже если руководство школ и пойдет навстречу, то опять возникает уже упомянутая проблема: обращаться-то «инклюзивным» ученикам все равно придется не в вакууме, а в обществе детей обыкновенных.

Между тем, по мнению Сухомлиновой, социализация детей с особыми потребностями в обычных школах все-таки возможна. Особенно, если психологов в школах и времени на работу с проблемными детьми будет побольше. Однако - и это самое главное - и «внедрять» особенных детей в детские коллективы желательно все же не в школах, а намного раньше. Когда такие ученики появляются в школе, то они не похожи на других, что и становится причиной конфликта.

Если же дети с раннего возраста будут иметь опыт и навыки общения с разными сверстниками, и будут понимать, что «непохожие» дети не являются «плохими» или «странными», то никакой специальной адаптации не потребуется. «Если правильное отношение будут формировать и родители в семье, и в детском садике, то это процесс будет проходить намного легче и для детей, и для воспитателей, и для педагогов», - считает эксперт.

Олекса Шкатов

Источник: life.comments.ua