Архив:

Из доклада руководителя Федеральным бюро МСЭ от 04 июня прошлого года

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Необходимость решения указанной проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям "инвалид" и "инвалидность" и привести их в соответствие с нормами международного права.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Необходимость решения указанной проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям "инвалид" и "инвалидность" и привести их в соответствие с нормами международного права.

Перед федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы поставлены задачи по внедрению организационных, медицинских и социальных информационных технологий, в соответствии с современной концепцией инвалидности, которая приобрела реабилитационную направленность деятельности службы, и направлена на предотвращение формирования комплекса ущербности, рентной установки, улучшения качества жизни инвалидов. Однако практическое применение современных критериев используемых при проведении медико-социальной экспертизы показало, некоторое несовершенство новых методологических подходов, в том числе отсутствие четких оснований для установления инвалидности без указания срока инвалидности.

В последнее время принято ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, направленных на упрощение процедуры освидетельствования и обеспечения техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями инвалидов и ветеранов, это Указы Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 Зачем-то приводит статистику-мой коммент vpch

1-е ранговое место занимают инвалиды вследствие болезней системы кровообращения, удельный вес которых составил 51.2%, т.е. более половины всех впервые признанных инвалидами. Обращает внимание, что в этом классе больше всего инвалидов вследствие ишемической болезни сердца (ИБС), удельный вес которых составил 20,7% от общего числа впервые признанных инвалидами. Удельный вес инвалидов вследствие цереброваскулярных болезней несколько меньше – составил 17,6%.

2-е ранговое место занимают инвалиды вследствие злокачественных новообразований, удельный вес которых составлял 13%.

3-е ранговое место занимают инвалиды вследствие болезней костно-мышечной системы – их удельный вес составлял до 8%.

4-е ранговое место занимают инвалиды вследствие травм, отравлений и других внешних воздействий, удельный вес которых составлял 4,7%.

Далее ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы. Определен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и условий, согласно которому, инвалидность устанавливается бессрочно, что исключает необходимость, как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу, так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.

Определен срок наблюдения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования по перечню – в течение 2 лет. Для выявления неэффективности реабилитационных мероприятий направленных на устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении требуется более долговременный период наблюдения – 4 года.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено и при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

Данная правовая норма адресована федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы и устанавливает для них предельные сроки наблюдения за инвалидами учреждениями МСЭ при принятии решения об установлении инвалидности бессрочно и препятствует необоснованному, несвоевременному принятию решения об установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования, что обеспечит реализацию гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами.

В постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» принято новое концептуальное направление по обеспечению инвалидов, ветеранов, техническими средствами и услугами за счет средств федерального бюджета, тем самым упрощена процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, заключением об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветерана, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам техническое средство реабилитации, протез и протезно-ортопедическое изделие соответственно инвалид (ветеран) приобрел за собственный счет, компенсация выплачивается в размере стоимости технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедическое изделия.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» продолжается работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов.

Например «Об утверждении медицинских показаний и противопоказаний к обеспечению инвалидов техническимисредствами».

Важнейшим элементом работы по улучшению социального самочувствия лиц, с ограниченными возможностями является развитие и совершенствование системы социального обслуживания населения, в том числе и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, которая на сегодняшний день еще далека от совершенства. Сегодня к медико-социальной экспертизе много претензий.

Реформировать систему медико-социальной экспертизы теперь предстоит Федеральному медико-биологическому агентству.

«Прежде всего экспертиза должна быть гуманной по отношению к людям, для которых она создается. Мы должны создать благоприятные условия, чтобы люди приходили в учреждения со спокойным сердцем и с пониманием того, что здесь им помогут», - сказала Татьяна Алексеевна Голикова на расширенной коллегии Федерального медико-биологического агентства.

Предстоит провести работу по совершенствованию системы классификаций и критериев, используемых при признании граждан инвалидами и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

Полностью на сайте Минздравсоцразвития на http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/19

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ