Архив:

Мир открыт не для всех

Социальное такси в Минске, следуя своему лозунгу "Мир открыт для всех", помогает многим инвалидам. Однако не все колясочники могут воспользоваться такой услугой. Парадокс в том, что, отказывая в ее предоставлении, чиновники ссылаются на Программу развития социального обслуживания в белорусской столице на 2011-2015 годы.

В Минске проект "социальное такси" запустили в 2010 году. Теперь в столице десять автомобилей-такси, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников и их сопровождающих. Машины новые, со специальной автоматической ступенькой, поднимающей коляску в салон. Внутри есть ремни безопасности - и для пассажира, и для коляски.

Для очень многих людей социальное такси действительно делает мир открытым. Однако некоторые оказываются на обочине.

Людмила Костыко передвигается на коляске и живет дома. Попав в дорожно-транспортное происшествие в 2007 году, она стала инвалидом 1 группы. На тот момент Людмила закончила первый курс факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Из-за проблем со здоровьем Людмила находилась в академическом отпуске. В 2010 году вернулась к занятиям в университете на дневной форме обучения в режиме свободного посещения. И тут перед девушкой стал вопрос - как добираться до университета.

Раньше территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района города Минска предоставлял девушке до места учебы специально оборудованную машину.

- Начиная с апреля 2011 года, мои заявки на автотранспорт выполнялись частично - около двух раз в неделю, - рассказывает Людмила. -- А с июня мне и вовсе было отказано в предоставлении услуги.

Характерно, что в случае с Людмилой чиновники поступили в соответствии с нормативной базой. Программа развития социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы, утвержденная решением Мингорсовета от 24.11.2010 года № 78, предусматривает выделение автомобиля лишь тем инвалидам, которые обучаются на заочной либо дистанционной формах обучения.

- Такие формы обучения на специальности "Международное право" в БГУ не предусмотрены, - отмечает Людмила Костыко. - В Мингорисполкоме мне отказали в предоставлении социального такси. Такой же ответ я получила и от первого заместителя председателя Мингорисполкома Игоря Васильева на личном приеме. Представители Министерства труда и социальной защиты на обращение в его адрес ответили, что данный вопрос не входит в их компетенцию.

9 июня 2011 года как раз накануне первого экзамена летней сессии Людмиле сообщили, что транспорт ей предоставляться не будет вообще, и ранее принятые заявки отменяются.

Людмила оказалась в стрессовой ситуации - у нее не стало возможности приехать на обязательные для сдачи экзамены.

- Пользоваться общественным транспортом дважды в день до места учебы и обратно для меня нереально. Получается, у меня есть два варианта решения проблемы: такси либо помощь друзей и родственников. Первое очень дорого и затруднительно ввиду сложностей процесса пересаживания и транспортировки коляски. А постоянно обращаться к друзьям тоже невозможно, -- говорит девушка.

Как подчеркивает координатор проекта "Офис по правам людей с инвалидностью" Сергей Дроздовский, на основании Программы социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы Людмиле Костыко было отказано в предоставлении ей услуги доставки, что фактически привело к нарушению права на образование.

- Получается, что этот документ противоречит как Конституции, так и действующему законодательству Беларуси. Случай с Людмилой показывает, что решение проблем, связанных с инвалидностью, полностью перекладывается на нее и ее семью, -- отмечает эксперт.

Сергей Дроздовский подчеркивает, что решить проблему Людмилы просто. Нужно лишь внести изменения в программу о предоставлении услуг социального такси одно слово, чтобы было записано: "получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования для учащихся на дневной, заочной или дистанционной форме обучения.

- Необходимо предусмотреть порядок и условия предоставления транспортных услуг спецавтотранспортом "Социальная служба" инвалидам-колясочникам, которые получают образование в высших учебных заведениях на дневной форме обучения, с целью получения ими образования. Ведь в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов", государственная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов соблюдения прав человека. В законе заявлено о равных правах инвалидов наряду с другими гражданами на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности, -- говорит Сергей Дроздовский.

"Офис по правам людей с инвалидностью" очень надеется, что вопрос о доставке лиц, имеющих право на пользование транспортными услугами специального автотранспорта "Социальная служба", и обучающихся в высших учебных заведениях на дневной форме обучения, будет рассмотрен Минским городским Советом депутатов осенью 2011 года.

Действительно, изменения в программу развития социального обслуживания будут внесены в сентябре, сообщила заместитель начальника управления социальной поддержки населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка в эфире "Столичного телевидения". Правда, Мингорисполком беспокоит несколько иной аспект деятельности социального такси. Поскольку возрастают транспортные расходы, рассматривается вариант частичной оплаты инвалидами этой услуги.

Справка

По данным Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, в Минске проживает более 109 тыс. инвалидов. В том числе 2134 инвалида-колясочника. Чиновники подсчитали, что активный образ жизни ведут 643 человека (30 процентов), из них владеют автотранспортом с ручным управлением 568 человек. Одинокими являются 285 инвалидов-колясочников (13%), 210 инвалидов-колясочников проживают в домах-интернатах.

Виктор Листопадов

Источник: news.tut.by

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ