Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Когда у белорусских инвалидов появятся профессиональные помощники?

Национальный аэропорт Минск-2 провел обучение персонала сопровождению инвалидов-колясочников до и после полета. Профессиональные помощники нужны людям с ограничениями не только в самолетах, но и в городском транспорте и больницах. Особую актуальность эта проблема приобретает с приближением проведения в Беларуси чемпионата по хоккею в 2014 году.

В Беларуси около 22 тысяч инвалидов-колясочников. Их возможность беспрепятственно пользоваться транспортом, в том числе и воздушным, является одной из составляющих безбарьерной среды.

Инвалиды-колясочники теперь смогут летать

Это важно: как провезти коляску по лестницам, бордюрам, внутри самолета, пересадить инвалида на сиденье и обратно, помочь в случаях, когда человек выпал из коляски. Вот почему общественная организация "Республиканская Ассоциация инвалидов-колясочников" обратилась к руководству аэропорта Минск-2 с предложением обучить персонал техникам безопасного перемещения и сопровождения людей, пользующихся инвалидными колясками.

Аэропорт предоставил для тренировок самолет, трап, автобус и коляски, выделил персонал и время.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский считает хорошим знаком, что тема безбарьерной среды начала звучать в белорусском обществе.

- Такие тренинги помогают понять, насколько важно не только обеспечить доступ инвалиду-колясочнику в самолет, но и сделать это грамотно и максимально комфортно как для самого человека с инвалидностью, так и для сопровождающего его специалиста, - говорит Сергей Дроздовский.

На коляске, которой человек пользуется в быту, невозможно проехать по салону самолета. Для этого существует специальная вспомогательная техника. В Минском аэропорту для посадки в самолет используются электрическая шагающая коляска и коляска в виде стула на маленьких колесах. Обе они беспрепятственно проезжают в салоне между рядами сидений до места, где человеку нужно пересесть на сиденье, однако имеют свои недостатки.

Электрическая - перемещается с толчками и рывками, причиняющими боль сидящему на ней человеку. Коляска в виде стула слишком низкая и не имеет страховочных ремней. Из нее можно запросто выпасть.

Есть в аэропорту и проблемы с инфраструктурой, обеспечивающей безбарьерную среду. А инвалидов-колясочников из-за рубежа, которые привыкли к самостоятельности в передвижении, коробит, когда их начинают переносить на руках. Если в Европе человек не может сам попасть в самолет, ему профессионально помогают ассистенты. Скоро такие специалисты появятся и в Москве. Новая профессия будет называться "персональный помощник людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности". Он должен помочь своему подопечному приобрести знания и навыки, необходимые для самостоятельной и независимой жизни.

В Беларуси появление профессиональных помощников инвалидов - дело будущего.

Метро закрыто для большинства колясочников

- Мы располагаем достаточным количеством профессиональных тренеров для организации такого обучения на всех видах транспорта: воздушном, железнодорожном, автомобильном. Готовы сотрудничать со всеми заинтересованными структурами, - говорит представитель Ассоциации инвалидов-колясочников Инна Дигилевич.

Эксперт полагает, что с приближением проведения в Беларуси чемпионата Мира по хоккею с шайбой тема будет становиться все более актуальной. Ведь часть болельщиков будет передвигаться в инвалидных колясках.

- Гостиницы, объекты культуры и спорта уже сейчас, пока не начался ажиотаж, могут обучить свой персонал корректному обращению с этой категорией лиц, - отмечает Инна Дигилевич.

Весьма актуальным являются такие тренинги и для работников метрополитена. Сейчас пользоваться метро настолько сложно, что люди на колясках просто-напросто не рискуют туда спускаться.

- На некоторых станциях есть лифты, но вопросы безбарьерной среды остаются. Если человек в коляске спустился на станцию метро на лифте, но выйти ему нужно там, где лифта нет, он не может передвигаться, -приводит пример эксперт. - Инвалид-колясочник должен быть уверен, что сотрудники метро смогут оказать ему квалифицированную помощь.

По данным Ассоциации, в Минске лишь три инвалида-колясочника отваживаются периодически пользоваться метро. Неизвестно, сколько из них ездят на специально оборудованных автобусах, которых в белорусской столице появляется все больше. Ведь чтобы помочь посадить или высадить человека в коляске из автобуса, водителям нужны специальные навыки, которых на данный момент ни один из них не имеет.

Даже медики не умеют помогать инвалидам

"Немедицинской" помощи человеку на коляске не обучены в Беларуси и медики. Например, в кардиологическом отделении больницы медицинский персонал далек от осознания специфических проблем инвалидов - пролежни, контрактуры. Мало кто знает, как правильно (не навредив себе и больному) пересадить такого пациента на кушетку для УЗИ или на стол для рентгена.

- Даже санитары больниц, в чьи должностные обязанности входит оказание помощи малоподвижным пациентам и людям с тяжелыми заболеваниями, скорее, напоминают грузчиков, - говорит Инна Дигилевич. - Персонал, не знает техник грамотного перемещения людей (с коляски на кровать, с коляски на унитаз).

Эксперт отмечает закрытость системы медучреждений в Беларуси. По ее мнению, немедицинская помощь и помощь ассистентов на территории медучреждений, на взгляд чиновников, не является актуальной.

Виктор Листопадов

Источник: news.tut.by