Архив:

Активность личности ребенка с ограниченными возможностями

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Активность - основа усвоения личностью общественно-исторического опыта. Категория активности рассматривается в психологии в двух аспектах: «активность» как общепсихологическая категория и «активность личности» как частное понятие.

Активность как общепсихологическая категория - это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования и поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, как усло¬вие существования в мире.

Под активностью личности понимается способность производить общественно значимые преобразования окру¬жающего мира на основе усвоенных типичных и своеоб¬разных способов взаимодействия. Посредством активности человек приспосабливается к окружающей среде, изменяет ее, усваивает социальный опыт, расширяет связи с окружающим миром и социальной средой. Благодаря активности приобре¬таются собственные психические и личностные качества.

Одним из важнейших аспектов понимания сущности ак¬тивности личности является вопрос о причинах, побуждаю¬щих человека постоянно расширять сферу своих связей и форм поведения. Единого подхода здесь нет. Их определе¬ние, как правило, исходит из теоретических воззрений тех или иных авторов. Так, 3. Фрейд полагал, что побудителем активности личности выступает одна базовая врожденная по¬требность - сексуальная потребность. На ее основе форми¬руются все другие потребности. Социальная сфера, по его мне¬нию, только придает «окраску» их проявлениям. А. Адлер в качестве источника активности выделяет стремление к вла¬сти вследствие чувства неполноценности. Американский психолог А. Бандура называет такие врожденные базовые потребности, как потребность в любви и потребность во включенности (стремление личности к помощи и контролю со стороны других).

Согласно взглядам А.В. Петровского, активность как деятельностное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется во вне - в про¬цессах поведения, то есть имеет внутренние и внешние ха¬рактеристики.

Структура внутренней организации активности че¬ловека включает три компонента: мотивационный, целевой и инструментальный:

1. Мотивационный компонент - предполагает ответ на вопрос, в чьих интересах и ради чего осуществляется актив¬ность. Человек, как активное существо, не только воспроизво¬дит свои жизненные отношения с миром, у него одновременно формируются и образы этих отношений (формы субъективно¬сти, личные отношения к чему-либо), побуждающие челове¬ка быть активным, т. е. откликаться на нужды людей, решать свои проблемы и т. п.

2. Целевая основа активности. Процесс удовлетворения потребности субъекта предполагает достижение тех или иных целей. Цель деятельности - это предвосхищение ее резуль¬татов, образ возможного как прообраз действительного.

3. Инструментальная основа активности. Процесс осу¬ществления деятельности предполагает использование че¬ловеком определенных средств в виде всевозможных приспо¬соблений. Эту функцию выполняют и человеческие органы. Чтобы применить эти инструменты, человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся представления о том, как ими действовать. К ним относятся знания, навы¬ки, умения.

Все внутренние составляющие активности - ее мотивационная, целевая и инструментальная основа - представляют собой более или менее связанное целое. В сочетании с внеш¬ними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему.

К внешним проявлениям активности человека относят его поведение. Поведение - это превращение внутреннего со¬стояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. Как и в структуре внутренней органи¬зации активности, в поведении выделяют три основных «слоя». Один из них связан с мотивом активности, другой - с ее целями, третий - с инструментальной основой актив¬ности.

Для обозначения целостного смыслового акта поведения А.В. Петровский предложил использовать термин «деятель¬ность». Деятельность - наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности - целостный мотивиро¬ванный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и объектом. Она также становится объ¬ектом переживаний и других людей и проявляется в виде этической оценки (оправданная или неоправданная деятель¬ность, корыстная или бескорыстная и др.).

Чтобы понять поведение как деятельность, надо выяснить, во-первых, мотивацию человека, то есть восстановить карти¬ну внутренней динамики (помыслов, чувств, интересов), по¬будивших субъекта действовать, во-вторых, особенности окружающей социальной среды, определившей направ¬ленность этого поведения. Смысл деятельности, исходя из сказанного, рассматривается как изменение отношений, су¬ществующих между субъектом и возможностями их удовле¬творения.

Деятельность человека реализуется в его действиях. Дей¬ствие - составная осознанная часть деятельности. Имея определенную цель, оно осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совер¬шается. Его результатом является преобразование и познание жизненной ситуации, воссоздание и создание новых предме¬тов человеческой культуры. Действие может быть представ¬лено в виде сочетания более мелких фрагментов - операций. Операции обеспечивают взаимодействие между средствами, отвечающими цели субъекта.

Содержание целостной деятельности соотносимо с такими понятиями, как потребности и мотивы. Поэтому анализ кон¬кретной деятельности человека можно осуществлять только тогда, когда определены потребности и мотивы этой деятель¬ности при достаточно четком формулировании их предмет¬ного содержания. Источником активности выступают по¬требности, которые находят свое выражение в мотивах дея¬тельности.

Потребность - это внутреннее состояние личности, проявляющееся в виде дискомфортного состояния нестабиль¬ности или нужды в чем-то, находящихся, как правило, вне ее. Для удовлетворения возникшей потребности человек вы¬нужден проявлять активность, используя свои умственные, физические и физиологические возможности, благодаря чему его жизнь приобретает целенаправленность и определенный смысл.

Каждый человек испытывает потребности в пище, сне, одежде, жилище, существе противоположного пола и многие другие. Они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, общественного положения, профессиональной принадлежности и т. п. Поэтому каждый человек, несмотря на наличие общих потребностей, имеет свою потребностно-мотивационную сферу, которая и опреде¬ляет направленность активности личности.

В психологии потребности человека условно делятся на биологические, социальные и духовные (идеальные).

Биологические потребности - это потребности, обес¬печивающие жизнедеятельность человека и продолжение его рода. Это врожденные потребности. К ним относят: потреб¬ности в пище, воде, тепле, сне, в человеке противоположного пола и др.

Социальные потребности - обеспечивают принадлежность личности к определенной группе людей. Это потребность в об¬щении, в эмоциональном контакте с другими людьми, потреб¬ность в труде, потребность любить и быть любимым и др.

Социальные потребности могут быт материальными и духов¬ными. Предметы материальных потребностей - это вещи, созданные человечеством в процессе его развития: одежда, жилище, бытовые предметы, транспортные средства и многое другое.

Идеальные или духовные потребности. К духовным по¬требностям относят потребности в разнообразных контактах человека с обществом, с искусством, литературой. Они свя¬заны с познанием личностью окружающего мира и своего места в этом мире. Наиболее специфическим видом такой по¬требности выступает поиск смысла жизни, поиск своего пред¬назначения в этом мире.

Существуют и другие модели структуры потребностей личности, предложенные А. Маслоу, X. Мерреем, СБ. Каве¬риным и другими, в классификацию которых положены раз¬ные основания (динамика изменения потребностей, способы их удовлетворения, основные виды деятельности).

Потребности, как относительно устойчивые психические состояния, вызванные нуждой организма и личности чело¬века, формируются в процессе взаимодействия личности с ок¬ружающей средой и во многом определяются условиями, об¬разом жизни и воспитанием. Процесс образования потребностей носит неравномерный, прерывистый характер. Одни потребности могут угасать, дру¬гие - возобновляться, третьи - возникать заново. Чтобы понять этот процесс, в психологии выделяют два типа потреб¬ностей: элементарные и вторичные. К элементарным по¬требностям относят те, без которых человек не может су¬ществовать. К вторичным - потребности, возникающие в результате возможности их выбора. Элементарные потреб¬ности являются базой для возникновения вторичных по¬требностей.

Наличие их выбора создает условия для формирования потребностей, различающихся по своей направленности и спо¬собам их удовлетворения. Их обычно называют необходимыми потребностями (познание, обучение, образование и пр.) и потреб¬ностями не необходимыми, прежде всего отвергаемые или не признаваемые общественной моралью (курение, алкоголь, упот¬ребление наркотиков и т. п.).

Основное место в потребностной сфере личности занимают потребности, связанные с жизнеобеспечением и созданием ма¬териальных средств жизни - биологические потребности и потребности, имеющие социальную природу - социальные потребности.

Особое место в формировании потребностей сфе¬ры личности занимает развитие высших социальных потреб¬ностей. К ним относят:

1. Потребность преодоления трудностей или волевая потребность. Данная потребность связана с преодолени¬ем трудностей, препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

2. Потребность смысла жизни. Ее суть проявляется в на¬личии осознаваемой цели. Смысл жизни включает в себя три формы направленности существования личности: «для себя», «в себе», «для других». Единство этих форм обеспечивает идеал и долг. Идеал выражает систему ценностей личности (мировоззренческих, теоретических, образных представле¬ний), которые имеют для человека личностный смысл. Долг представляет собой систему эмоциональных переживаний, связанных с процессом реализации личностью своих идеалов. В случае отклонения в поведении от своего идеала человек ощущает дискомфорт, угрызение совести.

3. Потребность быть личностью проявляется в тенден¬ции к самовыражению, самоактуализации и передаче через систему средств (мысли, знания, предметы деятельности) ин¬формации о своей индивидуальности другой личности.

4. Эстетические потребности проявляются в стремлении личности к общению с прекрасным: природой, произведения¬ми искусства и т. д.

5. Нравственные потребности связаны с переживанием личностью нужды в выполнении норм и правил поведения, принятых в обществе, и состоянием психической напряжен¬ности в случае невыполнения этих норм.

Все перечисленные выше потребности высшего уровня обеспечивают личности возможность раскрытия социально значимой активности, признание ее ценности в обществе.

Социальные потребности, как и другие особенности личнос¬ти, начинают формироваться с младенческого возраста. Ребе¬нок с момента появления на свет нуждается в пище, в защите от холода и в других потребностях, необходимых для поддер¬жания жизни, но удовлетворить их он может только с помо¬щью взрослых. В процессе взаимодействия со взрослыми у него постепенно появляются различные социальные потреб¬ности: потребность в эмоциональном общении, потребность контакта с взрослыми, в получении с их стороны положитель¬ных эмоциональных подкреплений и др.

На втором, третьем году жизни в результате усложнения взаимоотношений с взрослыми у ребенка появляет

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ