Архив:

Хорошо быть зеленой и плоской

Случится же такое! Мне предложили прокатиться на теплоходе! И не просто так, а отправиться в круиз по Волге! По маршруту: Самара-Ульяновск-Елабуга-Чайковский-Казань. "Хочешь поехать?" - спрашивают. Что за вопрос? Хочу. Хочу! Конечно, хочу! Мне дали два билета. И мы с сестрой стали обдумывать, что мы оденем. Покупать ли нам шляпы, брать ли купальник.

Время приближалось к отъезду, и погода начала портиться, а вместе с ней стало портиться и мое настроение. Дожди лили каждый день, становилось все холоднее. Надо было уже думать не о купальнике, а о теплой одежде. Я посмотрела в интернете прогноз погоды на 10 дней вперед во всех городах, где будет останавливаться теплоход. Прогноз расстроил меня окончательно. Дожди обещали везде и надолго. Перспектива просидеть всю дорогу в каюте не радовала.

И вот наступило 12-е июня. Дождя не было, хотя было холодно. До речного вокзала нас подвез на машине брат. Оказавшись на нужном причале, я увидела удобный, пологий, закругленный пандус. Это был приятный сюрприз для меня, и он не мог не радовать, так как я - "заинтересованное лицо". Но вдруг в самом конце пандус резко обрывался крутыми ступеньками. Это было неожиданно и совсем не логично. Я в полной мере оценила "шутку" проектировщиков. Оставалось только рассмеяться. Возле этих ступенек меня поджидали матросы с теплохода "Цезарь", они подняли меня вместе с коляской и понесли по лестнице. Оказывается, организаторы поездки (зная о "шутке" проектировщиков) заранее позаботились о том, чтобы мы могли преодолеть это неожиданное препятствие.

Путешествие организовал и оплатил Департамент социальной поддержки и защиты населения. На этот теплоход были приглашены люди с ограниченными возможностями, которые проявили себя какими-либо талантами (кто-то обладал редким красивым голосом и прекрасно пел, кто-то сочинял стихи, у кого-то были "золотые руки") и спортивными достижениями. Среди паралимпийских спортсменов была девушка на коляске - чемпионка России по плаванью Яна Костина. С ее диагнозом (ДЦП) добиться таких успехов очень сложно. Огромнейшую роль в этом сыграла ее мама. Героическая женщина. Она всю жизнь живет интересами дочери. И делает все, чтобы Яна не чувствовала себя в чем-то ущемленной. Ну, а меня (и еще двоих женщин) пригласили от общественной организации инвалидов-колясочников "Десница", хотя я никакими талантами не обладаю и спортом тоже не занимаюсь...

Всех колясочников поселили (для нашего же "удобства") на нижней палубе. Двухместные каюты были достаточно удобные, слава Богу, туда коляска проходила. Не помещалась она, конечно же, в туалет. Но тут приходилось совершать чудеса акробатики. Ну, ничего, выкрутились.

Мы с сестрой разложили свои вещи, и вскоре к нам зашел директор круиза - обаятельнейший человек - и сказал, чтобы мы обращались к нему по любому вопросу. А если мне захочется подняться на верхние палубы, где всегда проходят все мероприятия, то стоит только сказать, матросы всегда отнесут меня туда. Этот милый человек не может понять, насколько трудно просить о помощи, будучи зависимым. А ведь когда теплоход отчаливает, так хочется посмотреть на провожающих, помахать ручкой... На нижней палубе в это время работают матросы, если бы я вышла туда на коляске, то помешала бы им работать. Отодвинуться в сторону невозможно - нет места. Поэтому момент проводов я наблюдала из окна. На набережной маршировали, стуча в барабаны, красивые девушки в бело-красных одеждах.

После того, как матросы заканчивали свою работу на палубе, мы, колясочники, могли выйти погулять. Возле двери помещались две коляски. Третья - уже перегораживала проход. С левой и правой стороны находились кнехты - такие штуки, на которые наматывались канаты. Эти кнехты занимали как раз половину палубы в ширину. Поэтому коляска не могла проехать никуда. Короче, мы всем мешали. Но другой возможности выйти на воздух не было. Организаторы просто не продумали, когда решили поселить нас внизу. Ведь на верхних палубах места было несоизмеримо больше. К тому же пришлось бы гораздо меньше носить нас по лестницам.

Права была всем известная старуха Шапокляк из мультфильма, когда говорила: "Хорошо быть зеленой и плоской". В этом есть огромное преимущество. Благодаря своей небольшой комплекции, я побывала на всех палубах, почти на всех мероприятиях и почти на всех экскурсиях. Матросы носили меня всюду. Мои подруги были, как говорится, женщины в теле, и они отказывались от всего. Я тоже хотела отказаться. Но ко мне подошел директор круиза и спросил: "А вы разве не хотите на верхнюю палубу, посмотреть концерт?" Я ответила, что сама, естественно, не могу подняться по лестнице, а просить как-то неудобно. Он замахал руками и сказал: "Чтобы я больше этого не слышал. Сейчас придут матросы и доставят вас (т. е. меня) туда, куда захотите. Отдыхать надо на полную катушку". И ушел. У моих подруг никто ничего не спрашивал, потому что прекрасно понимали, что поднимать их туда-сюда гораздо сложнее. Через пять минут пришли двое молодых ребят, и ... вот, я уже на третьей палубе.

Боже мой, какой там простор! Какое верное выражение: "Охватывает пьянящее чувство свободы!" Действительно пьянящее, восторженное! Вот, где колясочников надо селить! Вот, где мы никому не будем мешать. Места всем хватит. Ведь даже если отказаться от всех экскурсий, то одна только возможность дышать воздухом на верхней палубе доставит огромное удовольствие. И я тогда подумала, что если буду отказываться от помощи матросов, то буду дурой. Вряд ли я когда-нибудь еще куда-то поеду, и если мне дали такую возможность, то надо ее использовать.

Утром мы прибыли в Ульяновск. Погода к нам благоволила. Матросы спустили нас, колясочников, по трапу, и мы стали ждать автобусов. Вдруг подъезжает "Газель" с подъемником. Мы были ошарашены - вот это сервис! Нам даже предоставили машину с подъемником! Но... все тут же разъяснилось.

Оказывается, машину с подъемником прислали за председателем общества инвалидов-колясочников "Десница" города Самары, который был среди пассажиров теплохода. Он прибыл в Ульяновск специально для того, чтобы принять участие в круглом столе по обсуждению областной целевой программы "Доступная среда".

Потом, по приезде домой, я вышла в интернет и почитала ульяновский сайт о "круглом столе". От слов о социальном такси мои брови полезли вверх. Вот эти слова: "В Ульяновск гости прибыли в День России, 12 июня. Они стали участниками торжественного запуска социального такси для маломобильных граждан. Два специально оборудованных автомобиля начали курсировать по улицам города. Сопровождать инвалидов будут фельдшер и младший медицинский персонал. Обе машины оборудованы Wi-Fi, и пассажиры социального такси в пути смогут пользоваться Интернетом. Михаил Терентьев, депутат Государственной Думы РФ, генеральный секретарь Паралимпийского Комитета России, координатор партийного проекта "Единая страна" опробовал возможности нового такси. Запуск этой услуги, по его мнению, - большой шаг в деле формирования безбарьерной среды".

Это, право, смешно. Как VIP-персонам. Ну, зачем в такси - медицинские работники?! На случай, если кому-то из пассажиров станет худо? Они будут измерять давление, делать уколы? Какая забота! Почему же таких медработников нет в обычных автобусах, трамваях? В России сейчас практически нет здоровых людей, и каждому нужна медицинская помощь. А инвалиды не собираются ездить в такси целый день, нам хочется всего лишь без проблем добраться до нужного места. Возможно, Михаилу Терентьеву, в силу его работы, и нужно такое такси с медработниками и интернетом, но нам нужно просто такси с подъемником и очень нужны крепкие мужские руки. У нас всегда так - любой закон доводится до абсурда и, как результат, начинает работать против тех, для кого он был создан. Обычная показуха.

Ничего этого, конечно, не будет, но огромные деньги на доступ к интернету в машинах и содержание медработников, тем не менее, выделят, а вот элементарных креплений для колясок, чтобы они не летали по салону автомобиля, как мячики, не сделают. По себе знаю, как трудно ездить в "Газели". Активная коляска имеет тенденцию к переворачиванию назад, и при движении, поворотах, торможении автомобиля коляска переворачивается. Чтобы удержаться, хватаешься за все, что попадется под руку. А схватиться-то и не за что. Нет в "Газелях" ни поручней, ни чего-либо подходящего. Но на это уже денег не хватит, они, как всегда, пропадут...

Что-то я отвлеклась, ведь я рассказываю о путешествии. Так вот, наши автобусы были обычные. И садились мы в них, как обычно: матрос брал меня на руки и заходил вместе со мной в автобус, коляску моя сестра ставила в багажник автобуса, кстати, очень вместительный. Туда запросто помещались три коляски. Их даже не приходилось разбирать.

Было приятно наблюдать за улицами Ульяновска. Очень чистый, приятный, этакий купеческий городок. Много старинных построек в хорошем состоянии, за которыми, и это чувствовалось, бережно ухаживали. Сохранены старинные тумбы с театральными афишами и объявлениями того времени. Когда мы проезжали по очередной улице, мы увидели мужчину, открывающего дверь в деревянное здание. Экскурсовод сказала, что это директор краеведческого, а деревянное здание и есть тот самый музей. Именно этому скромному, незаметному человеку люди должны быть благодарны за то, что улицы в старой части города сохранены в первозданном виде. За то, что в городе вообще существует краеведческий музей. На него собирались наложить лапу современные нувориши, которым приглянулась земля, и они собирались снести музей и построить на этом месте что-то приносящее прибыль. Директор музея оказался неравнодушным человеком, он не мог вынести того, что посягнули на историю родного города, и стал бороться. Это было трудно, но он победил. Так что деньги не всесильны.

Несколько раз я видела удобные, под нормальным углом (а не как у нас в Самаре - под углом 45 градусов), пандусы в магазинах, аптеках и других учреждениях. Ох, все-таки дело начинает сдвигаться с мертвой точки.

Выйдя из автобуса, наша туристическая группа стала осматривать достопримечательности города. Одна из них - памятник букве "Ё" - показалась мне необычной. Этот памятник у всех вызывает улыбку. А ведь все совершенно серьезно.

Буква Ё - самая молодая в русском алфавите. Ее придумала в 1783 году Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II, княгиня и руководительница Императорской Российской Академии. На академическом заседании Екатерина Романовна спросила у Державина, Фонвизина, Княжина и прочих присутствовавших, правомерно ли писать "iолка" и не разумнее ли заменить диграф "iо" на одну литеру "ё".

Экскурсии планировались в музей фотографии и музей быта. Но мы с сестрой решили туда не ходить, потому что там был очень неудобный вход, а я старалась поменьше нагружать моего помощника. Мы просто пошли гулять по улицам города.

Продолжение следует...

Татьяна Елистратова

Источник: bbc.co.uk

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ