Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Евро-2012 встретит инвалидов препятствиями и опасностями

Людей с ограниченными физическими возможностями в Украину на Евро-2012 не ждут. Как показал эксперимент в Харькове, на пути от вокзала до стадиона колясочников и слепых поджидает множество непреодолимых препятствий и опасностей

По вокзалу - только с сопровождением

Возможность инвалидов свободно передвигаться по улицам, путешествовать на поездах и самолетах, присутствовать на матчах - все это привычные для любой европейской страны требования УЕФА. В Харькове же непреодолимые препятствия появляются уже на железнодорожном вокзале, от которого мы пытались добраться до стадиона «Металлист».

Первая проблема, с которой сталкивается человек на инвалидном кресле, после того, как ему помогли выбраться из вагона, - необходимость добраться до выхода из вокзала. Если поезд стоит не на первой платформе, то самостоятельно сделать это невозможно.

«Подземный переход на харьковском вокзале недоступен. Если в Киеве есть лифты, с помощью которых ты без проблем выезжаешь на привокзальную площадь, то здесь приходится переезжать через пути. Но там в нескольких местах большой перепад высот. Поэтому сделать это можно, только если тебе помогают», - говорит инвалид-колясочник Василий Стариков

По его словам, на вокзале можно воспользоваться помощью персонала. Однако он не обучен тому, как надо правильно помогать человеку в инвалидном кресле, а это чревато не только неудобствами, но и травмами.

«Чаще всего на помощь приходят грузчики. При этом они не понимают, как человека занести или вынести, за что его брать. Ведь нужно владеть специальной техникой, чтобы не травмировать, иначе человек может упасть, а это чревато переломами. Эта проблема у нас есть и в Харькове, и в Киеве, во всей стране», - говорит Стариков.

Еще более опасен вокзале для инвалидов по зрению. Необходимых для передвижения рельефных направляющих нет, а единственный звуковой маячок, который был на выходе на первую платформу - сняли.

«Человеку, который не видит, зрение заменяют тактильные или звуковые направляющие. Тактильных у нас в городе практически нет. А что касается звуковых, то была попытка установить маячок на выход на первую платформу. Но его сделали слишком громким и спустя некоторое время сняли», - говорит инвалид по зрению Игорь Митрофанов.

Колясочников, которые все-таки смогли добраться из поезда до здания вокзала и решили отдохнуть в специальной комнате для инвалидов, ждет весьма неприятный сюрприз - туалет для их нужд здесь не приспособлен.

«На вокзале есть специальная комната для инвалидов и это хорошо, но в туалет, который там находится, забраться на коляске невозможно. И вот получается, что если человек ехал не в специально оборудованном вагоне, а в обычном, то после многих часов без туалета он надеется на возможность справить потребности на вокзале, а получается что это невозможно», - говорит Василий Стариков.

Метро для людей с белой тростью - лабиринт повышенной опасности

Выбравшись с вокзала, у человека на инвалидном кресле есть лишь одна возможность добраться до гостиницы или стадиона «Металлист» - это инватакси. Общественный транспорт в данном случае полностью недоступен - спуститься в метро невозможно, а автобусы и троллейбусы, которые курсируют в этом районе, не оборудованы специальными пандусами, по которым в них можно заехать.

«Если говорить о маршрутах Евро-2012, то сейчас низкопольный транспорт, в который по откидному пандусу может заехать человек на инвалидном кресле, курсирует от аэропорта и автовокзала», - говорит вице-президент общественной организации «Креавита» Елена Шингарева.

Однако наличие откидного пандуса еще не гарантия того, что человек на инвалидном кресле сможет воспользоваться транспортом. Ведь нужно, чтобы водитель остановился в удобном для человека месте, вышел и откинул пандус, а у нас нередко двери автобусов захлопывают прямо перед инвалидом.

Для людей с проблемами со зрением транспортная ситуация не столь плоха. Однако чтобы проехать на метро приходится подвергать свою жизнь опасности.

«По нормам принято, что за 80 сантиметров до препятствия или опасного участка должна быть рельефная предупреждающая полоса яркого цвета, чтобы человек с плохим зрением или тотально незрячий мог вовремя отреагировать. В метро особая опасность - это край платформы. Была попытка сделать такую полосу на станции «Спортивная», однако она быстро потускнела и стерлась. В итоге, сейчас единственное место, где действительно сделан необходимый рельеф, это «Алексеевская», на остальных же станциях, если меня никто не сопровождает, то каждый шаг - это опасность», - говорит Игорь Митрофанов.

Изменить ситуацию могут только международные скандалы

Что касается арены, на которой в Харькове будут проходить футбольные баталии - стадиона «Металлист», - то там ситуация с доступностью для инвалидов близка к европейской, однако есть еще ряд недоработок.

«Я бывал на матчах на «Металлисте» В принципе стадион доступен, но одна из проблем, это пандус для заезда - он очень длинный и крутой, и нужно быть очень сильным человеком, чтобы на него заехать», - говорит Василий Стариков.

На «Металлисте» уже заявили, что прислушаются к замечаниям и в ближайшее время исправят все недоработки. Обещают избавить от барьеров и аэропорт. На минувшей неделе колясочник из Германии Петр Класс на своем примере продемонстрировал неготовность харьковских воздушных ворот принимать людей на инвалидном кресле. В «первую столицу» немец летел с четырьмя пересадками: Ганновер, Франкфурт, Мюнхен, Борисполь и, наконец, Харьков. Петр везде пересаживался с рейса на рейс без проблем, с помощью специальных подъемников, однако в Харькове мужчина так и не дождался, когда его спустят с самолета. В итоге ему самому, на руках, пришлось спускаться с трапа. Внизу Петра усадили в инвалидное кресло, которое тут же сломалось, не выдержав веса пассажира.

После этого инцидента в аэропорту начали серьезнее относиться к проблеме доступности и пообещали, что через месяц в Харьков привезут специальный лифт для инвалидов. Вот и получается, что обеспечить доступность спортивных и транспортных объектов для украинцев могут лишь международные скандалы.

Влад Руденко

Источник: life.comments.ua