Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Особенный ребенок

В семье моих знакомых радость – родился долгожданный ребенок. Счастье, которое сопровождает подобное событие, далось им ценой долгих размышлений, лечений, предостережений врачей, тревог. Ребенок родился раньше срока, врачи сделали все, чтобы сохранить жизнь этого маленького человечка.

И вот уже рядовые будни. Шли дни за днями, месяцы за месяцами, мальчик рос, кушал, спал, что-то лепетал, радовал родителей. До трех лет он ничем не отличался от своих сверстников, разве, что упорно не желал произносить самые простые слова, а общался на своем, только ему понятном, языке. Родители обращались к врачам, но те не выявили никаких отклонений. А после трех лет был поставлен страшный диагноз – слабоумие.

Слабоумие – это врожденное или приобретенное в первые годы жизни заболевание, проявляющееся в недоразвитости всей психики, но главным образом интеллекта. Дети с таким диагнозом нуждаются в постоянном присмотре и опеке. К сожалению, в большинстве случаев тяжелые инвалидизирующие заболевания детей не всегда можно вовремя диагностировать. Своевременное установление диагноза должно быть важным аспектом при наблюдении за подобными детьми, так как чем раньше будет выявлена болезнь, тем быстрее и эффективнее будет лечение.

Супружеская пара, узнав такой диагноз, испытала большой эмоциональный стресс и целый комплекс негативных эмоций. Они пережили все, что бывает в таких ситуациях - поначалу был шок, растерянность, беспомощность, страх и постоянный вопрос: «Почему это случилось именно с нами?». Затем начались метания, родители консультировались со многими врачами в надежде, что специалисты не всегда компетентны и могут ошибаться в диагнозе. Они очень надеялись, что их ребенок не болен.

Шло время, и все нагляднее проявлялась болезнь. Перед родителями стояла трудная задача, пережить чувство горечи и изменить собственные ожидания и установки по отношению к больному ребенку, с одной стороны и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка с другой. Постепенно в семье началась психологическая реорганизация, приспособление, принятие больного ребенка. Отец эмоционально не ушел от этой ситуации, и вместе с матерью все больше вовлекались в воспитание ребенка.

Правильное воспитание ребенка с интеллектуальными отклонениями в семье возможно лишь тогда, когда родителям, а особенно маме, удается сохранить эмоциональное равновесие в такой стрессогенной ситуации, четко уяснить проблему и неустанно формировать перспективную реабилитационную программу. Решающую роль в развитии и раннем обучении детей с умственной отсталостью играют такие стимулирующие факторы, как постоянное общение, музыка, игры, яркие впечатления. Они также нуждаются в систематических занятиях для умственного и физического развития во всех областях, при этом им необходима большая помощь со стороны родителей и других членов семьи.

Людей со слабоумием редко можно встретить в жизни, так как большинство из них находятся в психиатрических клиниках или домах инвалидов. Этой семье не раз предлагали отдать ребенка в специализированное учреждение, но ее решение было таково: «Пока мы есть, ребенок будет жить в семье. Мы сделаем все возможное для того, чтобы ребенок был приспособлен к условиям нашей жизни».

Проходя все доступные методы лечения, семья неустанно с первых лет жизни ребенка занималась его адаптацией. Они уделяли большое внимание психическому развитию сына, формировали у него необходимые для взрослой самостоятельной жизни знания, умения, навыки. Потому что, именно первые годы являются самыми важными в становлении психики и формировании взаимоотношений детей с окружающей средой. Родители понимали, что судьба их сына, имеющего особенности интеллектуального развития, зависит от навыков самостоятельного существования.

В этой семье происходит взаимное влияние родителей на ребенка и ребенка на родителей. В процессе воспитания мать усвоила три основных навыка:

  • умение активно слушать, т.е. слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
  • умение выражать собственные чувства и мысли в доступной для понимания малыша форме;
  • умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. говорить с сыном так, чтобы результатами разговора остались довольны оба участника.

Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, которые призваны, в этой ситуации, способствовать приспособлению его к данным условиям. Воспитание ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии должно быть коррекционным, то есть направленным на преодоление имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.