Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Личность ребенка в норме и в патологии

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Начиная с мыслителей древности и до наших дней, не утихают споры, связанные с пониманием природы личности, ее сущности и специфики бытия. За этот долгий путь повышенного внимания к этой проблеме сложилось немало школ и направлений, предложивших свои концепции понимания личности. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. На их основе разрабатываются различные подходы к проблеме развития и коррекции личности.

Анализ теорий личности, предпринятый американскими психологами Л. Хьеллом и Д. Зиглером, показывает, что исходные теоретические положения, которыми руководствовались их авторы, основательно определяют их взгляды на природу личности.

Так, 3. Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» — «Я» — «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным — предсознательным — сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии. Согласно его представлениям, поведение человека в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами и подчинено трем принципам: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности.

Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является результатом сознательного и свободного выбора. В центре его концепции — самоактуализирующаяся личность. Особое место в ней занимает структура потребностей человека.

Согласно Э. Фромму, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.

Представители отечественной психологии базируются на понимании личности как социального качества, формирующегося в деятельности и общении в процессе усвоения индивидом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством.

Согласно современным представлениям, личностью человек не рождается, он всего лишь индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель своеобразных индивидуальных качеств и обладающий потенциальной возможностью стать личностью

Человек, как живое существо, относящееся к виду Homo Sapiens, представляет собой воплощение высшей ступени развития жизни на земле, достигший такого состояния благодаря тому, что на определенном этапе общественно-исторического развития стал субъектом сознательной преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого себя.

Появляясь на свет более беспомощным, чем детеныши подавляющего большинства животных, он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения. Но главное его отличие — потребность стать личностью, проявляющаяся в способности активно включаться в общественные связи и отношения, которые обуславливают его развитие, и потребность в самореализации, т. е. в стремлении реализовать свой жизненный потенциал: запас жизненной энергии, задатки, способности.

С позиций системного подхода человек является системой, где физическое и психическое, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Все это и предопределяет появление такого феномена, как личность.

Отечественная психология, считая человека биосоциальным существом, исходит из того, что развитие личности обусловлено действием двух взаимообусловленных факторов: анатомо-физиологических особенностей, передаваемых по наследству, и воздействий социальной среды, которые определяют не только содержание личностных качеств, но и оказывают влияние на его природные данные.

Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми. Иначе говоря, без усвоения индивидом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, без овладения человеческой культурой приобрести личностные качества невозможно. Об этом свидетельствует печальный опыт развития человека вне человеческого общества, когда по воле случая дети оказывались среди животных.

С другой стороны, под влиянием общества, организованного обучения и воспитания человек, не имея биологической полноценности, например, при тяжелых формах олигофрении, психических заболеваний, также не может достичь высокого уровня развития личности. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Так, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера, становятся особенностями личности в силу социальной детерминации.

Вместе с тем личность, как продукт общественных отношений, воспринимает социальные воздействия не пассивно. Преобразуя их, личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. То есть личность не только объект и продукт социальных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Личностью может стать любой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Однако уровень ее развития и качественные характеристики могут варьировать от самого высокого показателя до примитивного, иметь положительную или отрицательную направленность.

Личность каждого человека уникальна и наделена только ему присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность в сравнении с понятием «человек» и «индивид» более узкое понятие. Это характеристика человека по принципу социальной значимости. Своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость проявляются в темпераменте, чертах характера, в специфике интересов, перцептивных процессах, мотивационной сфере и интеллекте. Считается, что предпосылками формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразовываются в ходе воспитания и порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Исходным уровнем развития личности, как замечает К.А. Абульханова-Славская, является ее растворенность в событиях (сопричастность этим событиям). Следующий уровень — самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется, вырабатывает жизненную позицию по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п.

Вместе с тем качественные характеристики этого развития находятся в прямой зависимости от тех потенциальных возможностей, которыми обладает развивающаяся личность. К числу основных потенциалов, выступающих в роли динамических факторов и задающих направленность процессу развития личности, относят:

1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, и психологическими качествами, обеспечивающими продуктивность познавательной деятельности;

2) морально-нравственный потенциал. Обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями;

3) творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми. Данная способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые она выполняет.

5) эстетический потенциал, личности обуславливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в восприятии произведений искусства в творчестве (профессиональном или самодеятельном).

То есть личность определяется тем, что она, во-первых, знает, во-вторых, что она ценит, в-третьих, что и как она созидает, в-четвертых, с кем и как она общается, в-пятых, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность характеризуется следующими обобщенными качествами:

1) активностью — стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов-интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение. Они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной групповой деятельности (принцип деятельностного опосредования);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения установки, диспозиции и др.)

Основными сферами деятельности личности (по Н.И. Шевандрину, 1998), в которых она реализует свои потребности и преобразует себя, являются:

— потребностно-мотивационная сфера включает различные потребности, испытываемые человеком в определенных условиях жизнедеятельности, мотивы, цели и т. д.;

— эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, волевые усилия и их переживания. В эту же сферу входят эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности;

— когнитивно-познавательная. Данная сфера представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Обобщенно сюда же относят когнитивно-познавательные процессы, состояния и свойства личности;

— морально-нравственная. Эта сфера включает личностные нормативные регуляторы действий человека, закрепленные в привычках, обычаях, принципах социальной жизни. Формально эта сфера проявляется в морально-нравственных состояниях, действиях, проступках, свойствах личности;

— экзистенционально-бытовая. К этой сфере относят субъективные самооценки существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью к своему бытию в мире;

— действенно-практическая. Сюда входят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним относят: проявления его способностей, навыков, умений, достижений, прагматические аспекты личности;

— межличностно-социальная. К этой сфере относят межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая им в процессах деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и др. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Итак, личность — это системное прижизненное социально-психологическое качество, приобретенное индивидом в процессе своего развития путем включения, с одной стороны, в различные виды деятельности, общения, межличностные отношения, а, с другой — активности самой личности, выступающей как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние социальные воздействия.

Структурный и системный подходы к исследованию личности

В изучении личности условно выделяют три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

В философско-литературном периоде, начало которого уходит в глубокую древность, в центре внимания находилась проблема изучения нравственной и социальной природы человека и ее внешних проявлений в поступках и поведении. Понятие «личность» трактовалось широко. В его содержание включались биологические и социальные особенности, поведение, культура и многое другое.

Клинический период, начало которого определяется первым десятилетием XIX в., связан с проявлением интереса к проблеме личности со стороны врачей-психиатров. Наблюдая в условиях клиники за душевно больными людьми, в центр их внимания попали те личностные особенности, которые ярко проявляются у больных людей и, как установлено позже, присущи, хотя в значительно меньшей степени, и здоровым людям (различного рода акцентуации, экстраверсия — интроверсия и др.)

Экспериментальный период зародился в начале XX в. и связан с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Его появление обусловлено несовершенством господствовавшего в то время атомистического подхода к изучению человека, требовавшего разложения свойств личности на отдельные процессы. Ученые пытались с позиций собирательского подхода выяснить количество свойств, которые присущи личности. Естественно, при таком подходе трудно было понять сущность личности, представляющей единое целое.

Зарождающаяся в начале XX в. наука психодиагностика потребовала нового подхода к изучению личности, использовавшего «язык описания». Им стал структурный подход. Суть структурного подхода состоит в том, что ученые, изучая свойства личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций.

В качестве примера структурного подхода можно назвать 16-факторную модель личности, предложенную Р. Кеттелом. В этой модели представлены основные группы полярных свойств личности, отражающие степень их развития, по результатам изучения которых могут быть определены реальные свойства личности.

В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблемы личности на основе системно-структурного подхода внесли С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л. И. Божович и многие другие. Суть их подхода заключается в том, что личность рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, а ее деятельность не как совокупность отдельных действий и операций, а как некоторое целостное образование, включающее в "себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями. Причем под структурой понимается не только ее строение, но и сложные развивающиеся взаимосвязи между отдельными ее компонентами, свойствами, функциями.

Так, личность, согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, — это активная динамическая система, взаимодействующая с объективной действительностью. Благодаря такому образованию, как личность, с ее природными, психологическими и общественными особенностями, внешние воздействия преломляются через внутренние условия и опосредуются ими, в результате одно и то же воздействие у каждого человека преломляется по-разному.

В качестве основных структурных компонентов личности он выделил три подструктуры:

1. Направленность — проявляется в конкретных интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.

2. Знания, умения, навыки — приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности — проявляются в темпераменте, характере, способностях.

В концепции структуры и развития личности, предложенной А.Н. Леонтьевым, центральное место отводится понятию «деятельность». Личность человека «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Основной внутренней характеристикой личности, по А.Н. Леонтьеву, является мотивационная сфера и ее внутренний смысл, проявляющийся в отношении мотивов к цели. Чем шире и разнообразнее виды деятельности, в которые включен индивид, тем богаче и сама личность.

Развернутые структурные представления о личности содержатся в концепции Б.Г. Ананьева. Человек в его взглядах — субъект труда, общения, познания, включенный в систему общественных связей и взаимозависимостей и выступает в этом качестве как личность. Важнейшие структурные компоненты личности — процессы, состояния и свойства, которые дополняются общей мотивацией поведения, сенсорными, мнемиче-скими и другими функциями, носящими психофизиологический характер.

Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, определяемый экономическим, политическим, правовым, идеологическим положением человека. На основе общественного и коллективного статуса личности формируется система общественных Функций, ролей и ценностных ориентации человека. Высшей интеграцией психологических свойств личности является творчество, а наиболее обобщенными эффектами — способности и талант. Основными формами развития психологических свойств человека являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем, — история его жизни и деятельности в обществе.

Л.И. Божович считает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя. Такой уровень психического развития предполагает наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность, проявляющаяся в способности сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменяться самому ради достижения поставленной цели. Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Психические процессы и функции, личностные качества и свойства представлены в прилагаемой модели личности в виде определенной структуры. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеются устойчиво доминирующие мотивы, определяющие иерархическое строение этой сферы.

Представляет интерес модель личности, разработанная К.К. Платоновым. Связь структур в этой модели рассматривается через виды их формирования — тренировку, упражнение, обучение и воспитание.

К.К. Платонов предложил считать личностью любого человека, обладающего сознанием и дееспособного с юридической точки зрения. Личность, по К.К. Платонову, — это человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, целенаправленно осваивать и преобразовывать окружающую природу, общество и самого себя. Вместе с тем уровень развития личности может быть неодинаков: у одних он весьма высок, другие же могут находиться на низком уровне личностного развития.

В предложенной им модели личности выделяются четыре самостоятельных подструктуры и две — объединяющие.

Первая подструктура — подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать их уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества.

Вторая подструктура — социальный опыт. Включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в процессе накопления личного опыта путем обучения.

Третья подструктура — психологическая, подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь).

Четвертая подструктура — биологически обусловленная. Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Пятая подструктура — характер человека.

Шестая подструктура — способности.

В то же время модели личности, предложенные на основе структурного подхода, не учитывают все аспекты сущности личности. Например, они не раскрывают соотношение свойств личности и свойств индивида, влияние личности на других людей и т. п. Чтобы преодолеть эти и другие ограничения моделей личности, разработанные на основе структурного подхода, в ее изучении стали опираться на системный подход. В рамках системного подхода личность рассматривается не как структура, а как система, в которой одно из свойств, входящее в структуру, является системообразующим. Этим требованиям отвечает структура личности, разработанная А.В. Петровским.

Личность, по А.В. Петровскому, — это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представ-ленности общественных отношений в индивиде.

В структуру личности, предложенную А.В. Петровским, входят три подсистемы.

1) Внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема —

системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

2) Интериндивидная — представленность личности в системе межличностных отношений.

3) Метаиндивидная (надиндивидная подсистема) — это процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его представленности и продолженности в них. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонифицированный в других людях он продолжает жить. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях получил название персонализации. Примером такого метаиндивидного качества личности является авторитет.

Процесс персон ал изации, как было установлено, является системообразующим свойством личности, которое прямо не вытекает из каждой отдельной подструктуры психических свойств данного индивида, а характеризуется изменениями в личности другого человека.

Как видим, в понимании и определении личности существуют разные подходы. Вместе с тем каждая из концепций углубляет понимание ее сущности и тем самым расширяет познание природы личности. Знание структуры личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, позволит изучать и оценивать каждое свойство личности не изолированно, само по себе, а в контексте представлений о целостной личности и той функции, которую она выполняет в процессе взаимоотношения ребенка с окружающей его социальной средой, что и создаст условия для более эффективного управления подготовкой ребенка к социальной адаптации и интеграции в среду здоровых сверстников.

Понятие «норма» в развитии личности

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями требует осознания понятий «норма» и «патология». Это важно для того, чтобы, с одной стороны, эффективно формировать личностные качества, необходимые для безболезненного вхождения в мир социальных отношений, с другой — определять, какие негативные свойства личности, сложившиеся у ребенка, подлежат коррекции.

К сожалению, единого подхода в определении границы между нормой и патологией в развитии личности не существует. Если в физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы (рост, вес, физическая сила и др.), то в определении аномалий личности, в связи с индивидуальностью и субъективностью психики, наблюдается большая вариативность.

Особые трудности возникают при определении нормы и патологии у детей и подростков. Психология детского и подросткового возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте, вследствие некритичности восприятия подростком своего «Я», отсутствует достаточное понимание сущности изменений, происходящих в их потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах. Проблема аномалий личности в этом возрасте более значима не для самих детей и подростков, а для родителей, учителей, так как они оставляют за собой право корректировать поведение ребенка, формиров

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ