Архив:

Туберкулезный ад

Эта болезнь не щадит никого, никто не застрахован - ни бедные люди, ни богатые,» - говорят врачи, а на деле относятся к туберкулезникам, как к изгоям общества. Мол, наркоманы, алкаши, бомжи... Сами виноваты в своей болезни!

Все круги ада, унижения, нечеловеческое отношение пришлось испытать героине во время лечения. Отвратительная еда, невозможность элементарно сходить в душ, поборы медперсонала, трудное и далеко не бесплатное лечение...

Когда мы готовили в прошлом году этот материал, наша героиня закончила курс лечения в противотуберкулезном диспансере №1. Как сложилась ее судьба через год? Изменилось ли что-то в лечении туберкулезных больных? Реально ли вообще избавиться от этого недуга? Где правда о бесплатном лечении? И что происходит в тубдиспансерах? Все это мы выясняли, чтобы дать ответ на главный вопрос - могут ли в нашей стране победить туберкулез или могут только гордо рапортовать об этом.

Кстати, по прошествии года мы можем сказать, что принятое решение опубликовать письмо этой молодой женщины на условиях анонимности оказалось очень верным. Ее искали медики, но только для того, чтобы разобраться...

Больного человека вычеркивают из списка людей. Он не достоин жить

- Здравствуй, уважаемая редакция «Донецких новостей». Хочу сказать спасибо за ваше небезразличие и за помощь. После опубликования статьи «Туберкулезный ад» прошел почти год. Только вот, к сожалению, изменений в системе лечения туберкулеза не произошло. Стало понятно, что бороться с хорошо отлаженной системой невозможно, да и бессмысленно. Мелкие перемены, конечно, есть. Благодаря содействию «Донецких новостей» улучшилось питание, вот только на сколько, сказать не могу, так как больше не имела возможности отведать больничной кухни.

Если говорить о себе, то я не выздоровела. Говорят, что не выздоравливает только тот, кто не хочет. Я строго следовала рекомендациям врачей, но желаемое исцеление так и не пришло, мне поставили диагноз - туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью, что означает длительное тяжелое лечение.

Часто в СМИ слышу, что проводятся какие-то улучшения в области здравоохранения и, в частности, в лечении туберкулеза. А вот интересно, думают наши чиновники о народе или о том, чтобы создать закон для галочки. И кто курирует наши лечебницы или вместе с эскулапами делит спонсорские деньги фондов?

Я на своем опыте могу заявить, что наше излечение- это дело только наших рук, государству наплевать на здоровье нашей нации. Мы готовимся к чемпионату по футболу, строим здания и дороги, а сами утопаем в мусоре и умираем от болезней, которые давно побеждены в цивилизованных странах. Но, наверное, нас это устраивает.

В первом письме я писала, что меня очень возмущало неуважительное отношение медиков к туббольным. Сейчас уже не возмущает - я привыкла, это норма. Персонал в городской поликлинике не претерпел никаких изменений (речь идет о «Смолянке»). С хамством снова столкнулась, когда забирала свою карточку и другие заключения. Очень почему-то цепляют меня вопросы о санузлах. Это элементарное удобство, которое должно быть в любой лечебнице и поликлинике, а вот в гортубдиспансере его не было (так было до ремонта, относительно теперешних условий сказать ничего не могу). Порой приходится находиться в больнице более двух часов и сталкиваться с неудобствами. Но мне удавалось прорваться в туалет для персонала до тех пор, пока меня не увидела там зав. поликлиникой. Вот здесь-то и расцвела вся «вежливость» госпожи доктора. Первый вопрос был задан: «Кто ТЕБЯ сюда впустил?» А потом понеслась долгая тирада о том, что бедным фтизиатрам приходится «нюхать наши палочки», которые их «точат». Я не обиделась, вот только возник вопрос: «А почему не окончить юридический и не нюхать Шанель №5?»

Далее последовало лечение в областном тубдиспансере. Наверное, самая главная проблема лечения туберкулеза - это отсутствие индивидуального подхода к пациенту. Уже в поликлинике в кабинете фтизиатра идет дифференцирование «клиентов» по платежеспособности. Те, кто имеет хоть какое-то обеспечение, укладываются на «Мотель», а вот более нищая аудитория отправляется на «Чулковку».

Самая первая нестыковка с Законом Украины «О борьбе с туберкулезом» встречается в рентгенкабинете. Потому что стоимость рентгеновского снимка составляет 35 грн. Это при бесплатном обследовании больных туберкулезом. Следующая проблема, которую пришлось решать, - это приобретение препаратов второго ряда, а именно Клафозана. Больница его, по словам врачей, не получает, так как это дорогой препарат, но его можно купить. И иногда в этом помогает и персонал. А если у вас нет денег, тогда, увы, никогда вам не вылечиться. С условиями жизни здесь нормально, в сравнении со средними лечебными заведениями, но потраченным деньгам ремонт не соответствует. Конечно, не исключены и здесь грязные туалеты. Кровати по-прежнему оставались старыми, с канализационной системой были постоянные явные проблемы (была ли замена старых труб?). Большее количество туалетов персонал забрал для своего пользования, больным должно хватать одного на этаж. Врачи здесь такие же безразличные, на период моего пребывания они наверняка были заняты «дележкой» новых помещений под свои кабинеты, а больных можно и неделями не посещать. В отделении для МЛУ больных (больные с устойчивым ТБ) есть интересный нюанс - до 14 часов из отделения никого не выпускают, даже если человек не выделяет бактерий ТБ. Такая вот тюрьма до двух дня! А ведь иногда нужны и средства гигиены, но это никого не волнует. С чем это связано, неизвестно. Наверное, чтобы туберкулезники никуда не выходили - их ведь легче спрятать под замок, чем вылечить.

После неудачного лечения препаратами второго ряда обычно больным (у которых, конечно, есть деньги) предлагают иногда и навязывают) оперативное лечение. Стоимость самой простой операции - 6000 грн. (сколько это стоит сейчас, не знаю, ведь инфляция в стране), к этой сумме стоит прибавить деньги врачу за то, что он будет заходить хоть раз в три дня, и некоторую сумму за хорошую койку рядом с менее шумными соседями. Помимо основного лечения больной нуждается в сопроводительном лечнии (гепопротекторные, защита зрения, диагностика слуха и др.), что также имеет высокую стоимость. Не знаю, есть ли какое-то оборудование в тубдиспансере, но все обследования (кроме элементарных анализов крови и рентгена) приходится проходить в других учреждениях платно. Говорят, что есть в лечении туберкулеза новшества, но это не доступно либо является платной услугой.

Исходя из сложившейся ситуации, можно сказать, что с каждым годом увеличивается количество больных с устойчивой формой ТБ. Поэтому проблема становится все острее и острее. И это не потому, что туберкулезники не хотят лечиться, а из-за нехватки препаратов, неправильного лечения, отсутствия развития в области заболевания ТБ.

По бытующему мнению, туберкулезники - это отбросы общества. Зачем их лечить? Может, и ТБ имеет какое-то социально-политическое значение, может, кому-то выгодна эта эпидемия, поставка препаратов? Или пока есть финансирование, мы не остановим туберкулез, потому что выгодно получать денежки и не использовать их по целевому назначению. Первое, что бросается в глаза в КЛПУ «ОКТБ», - это парковка возле поликлиники. Очень колоритный сбор иномарок, а венчает автоансамбль дорогой Land Cruser на самом почетном месте у входа (это при том, что на въезде на территорию стоит «кирпич». Куда смотрит ГАИ?).

Автомобили эти стоят постоянно, поэтому исключается вариант, что это приехали посетители.

...Наверное, было бы правильно премировать врачей за излечение каждого больного (а не за выявленный новый случай туберкулеза), премировать за каждый положительный отзыв о персонале. Почему нашему государству легче платить пенсию по инвалидности и уничтожать работоспособное население, чем заинтересовать медперсонал и действительно победить болезнь? Потому что сейчас существует система лечения: лечение препаратами первого ряда - лечение препаратами второго ряда - оперативное лечение. На первой стадии, которая по программе длится 6-8 месяцев, с пациента взять нечего - все, по идее, бесплатно. Если он и относит куда-то деньги, то в аптеку. Единственное, на чем можно поиметь копейку, это на отношении и удобствах больного. Вторая стадия уже интереснее, так как это возможность реализации препаратов второго ряда и более дорогая диагностика. А третья -это просто мгновенное решение получения средств, причем никаких гарантий качества никто не дает, все уповают на Господа Бога. А хотелось бы быть уверенным в профессионализме врачей. После операции есть шансы быть инвалидом, а как жить потом на 700-1000 грн. человеку, который нуждается в дорогостоящем лечении и отдыхе?

Какое решение приняла я? Я переехала лечиться в ЦНИИ туберкулеза РАМН г. Москвы. Искала информацию о лечении за границей и наткнулась на их сайт, позвонила и приняла решение поехать, потому что в Донецке мне сказали, что шансов у меня нет. И уже здесь, в институте, мне озвучили причины моего невыздоровления. Все оказалось просто - запущенный ТБ у меня образовался в результате некомпетентного поддерживающего лечения, назначенного мне в городском тубдиспансере («Смолянка»). Лечение шло без динамики, потому что я получала препараты в неправильной дозировке, да и препараты мне нужны были другие. Когда я начала выяснять причины медленного выздоровления, то слышала один ответ: «Это все потому, что ТЫ не пьешь таблетки или ведешь неблагополучный образ жизни». Вообще, конечно, именно в поликлинике персонал и руководство отличаются особым хамством. И свои документы пришлось забирать с боем.

Здесь, в Москве, очень много наших соотечественников, все довольны лечением. Схема лечения похожа на нашу «украинскую», но, тем не менее, имеет много отличий. Потому что помимо приема стандартного набора противотуберкулезных препаратов в состав лечения входит фитотерапия, ингаляции, ЛФК и др. процедуры. Условия жизни очень комфортные, создается впечатление, что находишься в санатории. С больными работает психотерапевт, отношение доброе и уважительное, персонал ласковый и приветливый. Постоянно ведутся поиски новых путей излечения, разработка препаратов, закупается уникальное оборудование. Может, и у нас выделяют на это деньги, только доходят ли они по назначению? Клиника сохраняет конфиденциальность личности больного, и никто не узнает, чем болел пациент за их стенами (в Донецкой больнице вашу фамилию могут кричать на весь коридор, и о врачебной тайне речи быть не может, мне пришлось уволитьсяс работы после звонка врача со «Смолянки» моему руководителю. Ситуацию обрисовали так, будто я создаю эпидемию ТБ во всем городе. Смешно). Цены, конечно, в Москве «кусаются». Потому что вылечить «бесплатное» заболевание стоит 11000 в американской валюте, но они дают гарантию, и если результата нет через 2-3 месяца, то деньги возвращают в полном объеме. И я верю, что здесь мне помогут.

Каждый человек должен самостоятельно искать пути исцеления, потому что в нашей стране он одинок в своем горе. То, что туберкулез лечится бесплатно, - это наглая ложь. Потому что у нас вся медицины платная, и тубдиспансер не исключение, только медики там более наглые, потому что уверены в своей безнаказанности. Ведь кому нужен какой-то туберкулезник? Одним больше - одним меньше... Никто не думает, что каждый больной - это чей-то сын, муж или отец. Больного человека вычеркивают из списка людей. Он не достоин жить.

Тяжело в такой социальной обстановке искать виноватого. Мы все участвуем в формировании такого исхода. Наверное, хочется пожелать людям быть более милосерднее и мягче, потому что проблемы касаются каждого, и на больничной койке может оказаться и ваш близкий человек. Хотелось бы, чтобы наши медики понимали, что они имеют дело ссамым ценным, что есть у человека, - это жизнь. Что люди с надеждой приходят в больницу. И что благодарность здорового человека гораздо щедрее, чем «выжатая» копейка во время лечения.

p.s. После статьи в «ДН» год назад меня искали, но не для того, чтобы улучшить мое лечение. Я рада, что нашла решение своей проблемы, и желаю всем людям с похожей проблемой скорейшего выздоровления.

Тубучреждениям по-прежнему не хватает специалистов

Эпидемия туберкулеза в Донецкой области, как и в целом в Украине, началась с 90-х годов, ее распространение продолжалась до 2005 года. За последние пять лет в результате активного проведения в рамках общегосударственной и областной программ эффективных противотуберкулезных мероприятий, основанных на рекомендованных ВОЗ принципах ДОТС-стратегии, заболеваемость туберкулезом в регионе снизилась на 22,4% (в том числе среди детей до 17 лет - на 30,8%), смертность сократилась на 38,9%, а общее число больных активным туберкулезом в области уменьшилось на 44%. Тем не менее проблемные вопросы еще остались.

У каждого четвертого больного в области - сочетание туберкулеза и ВИЧ

Основная проблема, с которой не понаслышке знакома туберкулезная служба области,-дефицитврачей-фтизиатров: в настоящее время туберкулезные учреждения укомплектованы специалистами всего на 62%. Главная причина - низкая зарплата (в среднем 1500 гривен) и высокий профессиональный риск заражения туберкулезом (практически в 13 раз выше, чем среди других медиков).

По данным Главного управления охраны здоровья Донецкой ОГА, не менее существенной проблемой в этой сфере является высокий удельный вес больных сочетанной инфекцией туберкулез/ВИЧ (характерно для каждого четвертого больного туберкулезом в области), которая значительно хуже поддается лечению и создает дополнительный профессиональный риск для сотрудников туберкулезных учреждений.

Третьей проблемой для половины тубучреждений является их недостаточная материально-техническая база. К настоящему времени еще не отремонтировано около 40% площадей туберкулезных стационаров, два из них не имеют централизованного водоотведения, практически все недостаточно обеспечены средствами инфекционного контроля.

Однако проблемы не только в том, что больницы недостаточно финансируются, а врачи получают низкую зарплату. Свою лепту вносят и прорехи в организации профилактики этого заболевания.

Кого проверяют регулярно

Согласно ст. 8 Закона Украины «О туберкулезе» и постановлению Кабинета Министров Украины №143 от 15.02.2006 г. с профилактической целью каждый год флюорографическое или рентгенологическое обследование обязаны проходить рабочие целого ряда профессий, связанных с вредными условиями труда, и «декретированных» специальностей (входят в компетенцию санэпидслужбы), подростки, а также лица из социальной группы риска (клиенты государственных структур занятости населения, члены малообеспеченных семей, получающие государственную помощь, освобождаемые из местлишения свободы при регистрации в милиции по прибытии и через год, лица без определенного места жительства, мигранты) и медицинской группы риска (ВИЧ-инфицированные и больные с прочими видами иммунодефицита, контактные из очагов туберкулеза, в прошлом переболевшие туберкулезом).

Для всех остальных категорий населения проверка на наличие туберкулеза при отсутствии клинических показаний может быть проведена по рекомендации врача. Как отмечают специалисты, на практике действительно результативными оказываются профилактические флюорографические осмотры ВИЧ-инфицированных лиц, прибывших из мест лишения свободы, контактных изтубочагов и представителей других групп социального риска. Но объять всех не получается... И отчасти проблема в нехватке врачей.

Что говорит тубдиспансер

Все бесплатно!

Если идти к городскому противотуберкулезному диспансеру со стороны проспекта Панфилова, в глаза бросается бигборд с рекламой фотокамеры и слоганом на нем: «Я сповнена життя». Туберкулез - заболевание, которое высасывает жизненные силы из человека. Можно ли сейчас вылечиться от этого тяжелого заболевания в государственной больнице, «ДН» рассказал главврач диспансера Александр Клочков.

- Насколько реально вылечить туберкулез у среднестатистического заболевшего дончанина?

- Результат лечения зависит от своевременности выявления процесса, назначения лечения и дисциплинированности пациента. Лечение туберкулеза - длительный и непрерывный процесс. Сроки химиотерапии зависят от формы туберкулеза, состояния организма и эффективности лечения. Лечение туберкулеза проводится комбинацией препаратов с необходимым числом доз. Сроки лечения четко определены.

Преждевременное прекращение лечения негативно сказывается на результатах и прогнозе. Все противотуберкулезные препараты больные получают бесплатно в рамках Национальной программы борьбы с туберкулезом. Если человек лечится, вероятность рецидива составляет 5%.

- Применяются ли какие-нибудь новые разработки при лечении этого заболевания?

- Лечение больных туберкулезом проводится согласно приказам МОЗ Украины №384 и №385, приказы адаптированы к мировым нормам.

- Какая сейчас зарплата у врачей-фтизиатров, каков их уровень жизни?

- Зарплата начинающего врача сейчас составляет 1479,40 грн.

- Правда ли, что больных туберкулезом в нашей стране считают людьми третьего сорта?

- Туберкулез - инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем, заболеть может каждый, и болеют люди разного достатка. Начиная с 2007 года, в рамках программы предупреждения туберкулеза в Донецкой области фондом Рината Ахметова сделано очень много в плане информирования населения об этом заболевании и для разрушения стереотипов о туберкулезе. Психология людей меняется.

- Каковы взаимоотношения между больными и врачами, оказывается ли им психологическая поддержка?

- Взаимоотношения между врачом и пациентом определяют результат лечения, поэтому врач старается установить с больным психологический контакт. Фтизиатр становится доверенным лицом больного и по мере своих сил оказывает психологическую поддержку.

- Каковы сейчас условия в диспансере, обеспечены ли больные необходимой инфраструктурой?

- У нас сейчас нет коек, проводится ремонт. Больные направляются на лечение в ОКТБ, там проходят интенсивную фазу лечения, после чего отправляются долечиваться к нам амбулаторно. У нас есть лаборатория и рентген, все это бесплатно.

Ксения Томина,Ольга Гальская, Евгений Гайворонский

Источник: dnews.donetsk.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ