Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Чтобы инвалидность не мешала работе

Учет особенностей заболеваний, которые служат причиной инвалидности, при подборе профессии и места работы

При подборе профессии и места работы – необходимо учитывать особенности заболевания, которое служит причиной инвалидности.

1. Сенсорные нарушения – зрения, слуха, речи. Эти нарушения ограничивают способность к ориентации или коммуникации, и поэтому - для некоторых видов трудовой деятельности. Такие нарушения делают, обычно, недоступными для людей некоторые профессии (водителя - для невидящих, диспетчера - для лиц с нарушением речи или слуха и т.п.). Но в большинстве случаев ограничения могут быть частично компенсированы путем подбора подходящей профессии и места работы, а также благодаря обустройству рабочего места дополнительными средствами, которые будут компенсировать сенсорное нарушение (звуковыми - для невидящих, визуальными - для неслышащих и т.п.).

Если нарушение является неполным, но болезнь может прогрессировать, рекомендованы виды работ, которые не будут перегружать соответствующий анализатор и будут предотвращать развитие заболевания (например, при глаукоме рекомендована работы с небольшими физическими и зрительными нагрузками и хорошей освещенностью рабочей зоны).

2. Нарушения внутренних органов и метаболизма – кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной, нервной, мочеполовой систем и т.п. Такие нарушения снижают способность переносить определенные физические и нервно-психологические нагрузки. Таким работникам необходим определенный режим работы, отдыха, питания. Рекомендованы ограничение нагрузок, отсутствие вредных условий работы, которые могут вызвать развитие заболевания. Эти нарушения можно компенсировать путем подбора профессии и работы с соответствующими потребностям человека условиями, режимом работы, обеспечением механическими приспособлениями для облегчения физических нагрузок и т.п.

Для этой категории людей с инвалидностью важно подобрать не только профессию, а и конкретное место работы. Например, для инженера по охране труда с язвенной болезнью желудка (осложненное течение) неподходящей является работа в горячем цеху, на большинстве химических производств, где возможно воздействие токсичных веществ. Или, скажем, людям с диабетом нужны короткие перерывы в работе для того, чтобы питаться чаще, чем это делают другие работники. Тем не менее, эти люди могут работать по своей специальности при условии создания им возможности соблюдения специального режима питания и диеты.

3. Нарушение опорно-двигательного аппарата – деформации конечностей и позвоночника, ограничение подвижности конечностей, болезни костно-мышечной системы. Эти нарушения приводят к ограничениям в перемещении и физических нагрузках во время работы. Например, для человека в коляске, профессии, которые предусматривают свободное перемещение по рабочей зоне, будут доступными после создания архитектурных условий и наличия необходимых механических устройств, которые помогут в передвижении. Перемещение грузов возможно только в случае механизации или автоматизации этих процессов, а работа, которая требует выполнения в различных рабочих позах - при наличии соответствующих устройств, которые будут компенсировать напряжение определенных групп мышц и т.п.

Трудоустройство людей из этой группы даже на подходящие профессии в большинстве случаев является наиболее сложным и нуждается в специальных мероприятиях по организации рабочего места. Это может быть обустройство пандусов, обеспечение специальными рабочими креплениями, модификация и индивидуальное приспособление устройств управления, оснащение специальными механизмами облегчения работы или просто обеспечение перераспределения функций между этим человеком и другими специалистами.

4. Людям с умственной отсталостью недоступны профессии, которые имеют более высокую интеллектуальную составляющую. Тем не менее, эти работники могут очень эффективно выполнять какую-то физическую работу, если ее интеллектуальный компонент доступен для них. Речь идет не только о простейших профессиях, а и во многих случаях - о работах с оборудованием и инструментом. Ведь простые интеллектуальные задачи такие люди выполнять могут – большинство из них умеют читать, делать простые подсчеты, запоминать производственные инструкции, поддерживать разговор. Также дефицит интеллектуальных функций может быть компенсирован правильным подбором работы или исключением из производственных задач относительно каждой конкретной должности непосильной для этого человека интеллектуальной составляющей.

5. Нарушения психики и поведения. Это очень общая группа различных нарушений: шизофрения, аффективные (маниакальные и депрессивные) нарушения, психопатоподобные нарушения, изменения целенаправленной активности и т.п. Даже в пределах одного диагноза (например, шизофрении) проявления нарушений у разных людей могут сильно отличаться. Вопреки распространенному мнению, уровень интеллекта у большинства таких людей выше среднего, поэтому им подходит и тщательно подобранная умственная работа.

У работников с такими нарушениями могут быть периоды ремиссии (исчезновение проявлений симптомов) и «срывы». Для большинства представителей этой группы не рекомендована монотонная работа, а также та, которая требует эмоционального напряжения, ответственности. Тем не менее, при условии правильного подбора профессии и создания подходящей рабочей обстановки, эти люди могут быть эффективными работниками.

Следует отметить, что в пределах одного вида нарушений возможны разные степени нарушений и разные характеристики конкретных людей. Сейчас трудоспособность людей с инвалидностью - независимо от того, является ли человек инвалидом с детства или получил инвалидность позднее - тесно связана с тем, в какой степени они приспособились к инвалидности и способны жить самостоятельно.

Источник: trud.gov.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ