Архив:

Жить вопреки диагнозу

Помогают детям в Рязанской региональной общественной организации «Свой путь»

Среди специалистов, работающих здесь, есть те, кто сам воспитывает малышей, которых принято считать необучаемыми. Взрослые не опустили руки, не сдались болезни, а наоборот, стали изучать различные методики, позволяющие хотя бы немного приблизить детей с нарушениями к нормальной жизни.

На собственном опыте

Десять лет назад в семье Ларисы и Вадима Николаенко произошла трагедия: младший сын Кирилл (тогда ему было три года) получил серьезную черепно-мозговую травму, вследствие которой у него начал развиваться аутизм. «Когда мы это заметили, произошли уже необратимые процессы», – с горечью вспоминает мама мальчика.

Супруги понимали, что их жизнь уже никогда не станет такой, как прежде, и ребенок будет отличаться от своих сверстников. Но родители считали, что сын, несмотря на заболевание, должен научиться общаться с окружающими.

«Поначалу было особенно сложно, – признается Лариса. – Когда к нам приходили гости, Кирюша пугался и прятался или, наоборот, сильно кричал». Чтобы мальчик привыкал к обществу не только близких, но и чужих людей, его начали водить в вальдорфский детский сад «Домовенок», но ему там было нелегко.

Тогда Лариса Николаенко, педагог по образованию, стала самостоятельно искать различные возможности, чтобы обучать своего ребенка. Ее внимание привлекло такое направление, как лечебная педагогика, в основе которой принцип: важен не результат, а сам процесс познания.

Метод построен на теории, что у каждого человека, независимо от его индивидуально-типологических особенностей, есть способности к развитию. Раскрыть их можно через художественное творчество. Переживания, которые дети получают от занятий искусством, пробуждают у них интерес к происходящему вокруг. Спектр художественных направлений настолько велик, что есть возможность каждому ребенку в отдельности подобрать только ему необходимое дело. Такой индивидуальный подход особенно важен для детей, больных аутизмом, психомоторными расстройствами, задержкой речевого, умственного и психического развития.

«Лечебная педагогика отличается от других направлений тем, что педагогические мероприятия помогают ребенку гармонизироваться, – рассказывает Лариса Николаенко. – Мы должны подобрать каждому то педагогическое действие, которое именно на него окажет целительное влияние. Художественно-терапевтическая деятельность является неотъемлемой частью в лечебно-педагогическом процессе, и ее возможности огромны. Но когда рассматриваем определенного ребенка, то понимаем, чем ему можно заниматься, а чем нельзя. К примеру, одному ребенку полезно заниматься лепкой из глины, а другому – нет, потому что это холодный материал, имеющий серьезное сопротивление. Для такого ребенка мы подбираем схожий вид деятельности – работу с воском».

Супруги Николаенко не только сами заинтересовались лечебной педагогикой, но и «заразили» этим других: сначала к ним присоединилась еще одна рязанская семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития, а затем и просто люди неравнодушные. Так, несколько лет назад в Рязани появилась общественная организация «Свой путь».

Научить общаться

В августе прошлого года администрация Рязани выделила организации в безвозмездное пользование помещение. Правда, оно требовало капитального ремонта. Родители же были рады и этому, ведь несколько лет из-за отсутствия места, где можно было бы постоянно заниматься с детьми, стопорилась работа педагогов.

Теперь общими усилиями родители и педагоги делают ремонт. Не все, конечно, сразу получается – не хватает средств и просто физической помощи. Тем не менее, уже к началу нового учебного года здесь планируют начать систематические занятия.

«Самое сложное – понять наших детей, потому что большинство из них и сами порой не знают, чего хотят, или не могут выразить свою мысль, – говорит Лариса Николаенко. – Поэтому далеко не все педагоги в различных специализированных учреждениях готовы работать с этими ребятами».

Специалисты организации «Свой путь» свою главную задачу видят в том, чтобы вывести таких детей из ситуации социальной изоляции, научить их общаться между собой и с другими людьми. Этому способствует проведение различных праздников. Один из последних – Масленица. Ее в этом году устроили на площадке рядом с новым помещением «Своего пути». На праздник пришли дети с ограниченными возможностями и здоровые дети, живущие в близлежащих домах. Они все вместе участвовали в веселых конкурсах.

А в планах...

В «Свой путь» могут обращаться родители с детьми, страдающими заболеваниями различной тяжести. Единственное ограничение: если ребенок подвержен приступами эпилепсии, то на занятиях должен присутствовать кто-то из родителей.

Уже с этого года педагоги начнут работать с дошкольниками, имеющими тяжелые умственные отклонения и задержку психического и речевого развития. Это очень важно, потому что, как правило, в таком возрасте процессы выравнивания идут легче и продуктивнее, чем в школьном.

«Что же касается школьного возраста, то хотелось бы объять все возрастные группы, – делится планами Лариса Николаенко. – А для старшеклассников хотим сделать учебные мастерские, чтобы ребята могли освоить хоть какие-то ремесленные навыки. Это ведь тоже очень важно для становления личности».

Ольга Трубушкина

Источник: rv.ryazan.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ