Архив:

Помощь в одно касание

Дети с различными двигательными недугами, такими как ДЦП, зачастую страдают от неправильного отношения… любящих родителей. Неправильного в плане телесного контакта. Ведь эти дети понимают движение по-другому. Прочувствовать на себе, что испытывает твой ребенок и помочь ему двигаться без страха и боли, учились кемеровские родители особенных детей.

Родительское объединение «Служба лечебной педагогики» за свой счет организовало приезд в Кемерово двух тренеров по кинестетикс. Термин Kinaesthetics пока еще не имеет аналога в нашем языке, но для удобства мы будем использовать русскую кальку с немецкого.

Отправная идея кинестетикс, пожалуй, в том, чтобы пропустить через себя двигательные ощущения другого человека. «Три дня мы лежали на полу - пока не прочувствовали сами, - рассказывает мама двухлетних близнецов Семена и Павла Марина Богославская. - Нам предлагали представить себя детьми, попробовать полежать в напряжении…»

Сильно напрягитесь и побудьте в таком состоянии несколько минут. Большинству людей с ДЦП приходится переживать это постоянно. Это состояние, когда в мышцах возникает гипертонус на грани судорог как реакция на любой раздражитель. Для родителей стало полной неожиданностью, что они сами заставляют входить ребенка в то положение, из которого всячески пытаются его вывести. «Это огромная ошибка, которую совершают многие родители, - говорит Марина. – Схватили-побежали. Мы их не ждем. Самое главное, что здесь прозвучало, таким деткам нужно дать время. А мы только о себе думаем. У меня их двое, времени будет выходить побольше, будем стараться».

Kинестетикс в корне меняет представление даже о самой маленькой бытовой манипуляции с ребенком – взять в руки, перевернуть, поменять памперс. Да и само слово манипуляция становится неуместным. «Для меня все было новым, я полностью пересмотрела свое общение с ребенком, - говорит Тамара из Горно-Алтайска. - Поняла, что я являюсь его двигателем, а не стимулятором движения. Я должна помочь ему научиться делать движения, а не делать их за него. Очень много прояснилось по поводу напряжения в теле».

«Если на тебя надавить, то организм ответит с таким же напряжением, - говорит Ольга из города Рубцовска Алтайского края. – А если прикоснуться легко, то организм расслабится. Чему нас и учили: чувствовать ребенка, снимать его напряжение, давая ему свое по минимуму и в этом момент показывать, что он может двигаться сам». Для понимания Ольга надавливает своей ладонью на мою, выставленную вперед ладонь, и действительно, моя рука в ответ напрягается.

Движение в радость

Мамы, папы, дедушки и бабушки расположились на гимнастических матах вместе с малышами. Два тренера - Лилия Кернер и Норберт Фельдманн – по очереди показывают каждому, как изучить двигательные возможности ребенка. «Как он может себя везти, какое движение вызывает у ребенка наибольшее напряжение? – комментирует мама Мария Осадчая. - Какое, наоборот, наиболее комфортно? Не должно быть стереотипных движений. Даже встать есть масса способов. Нужно экспериментировать, находить удобные позы для ребенка».

Корреспондент «МК» с помощью Ольги попытался понять, что чувствует ребенок, когда его поднимают разными способами – правильными и не очень. Как говорят здесь, кинестетикс – это прежде всего обучение уважительному обращению с людьми на уровне прикосновений. Когда тебя тягают за подмышки, крайне неприятно и обычному человеку. Дети с проблемами в движении и вовсе сильно напрягаются, начинают плакать и кричать. И совсем другое дело, когда аккуратно берут за руку, направляют и поддерживают так, что тело по инерции поворачивается куда нужно. Используя инерцию, Ольге удалось поднять меня за указательный палец. Вернее, я встала сама. На тактильном уровне осторожные прикосновения довольно приятны. Чужой человек двигает тебя настолько естественно, будто ты делаешь это сам, отсюда ощущение покоя и расслабления. В идеале это и должен почувствовать ребенок.

Лилия Кернер – выходец из России, в Германии живет уже 19 лет. Будучи медсестрой, Лилия работала с людьми, которые затруднены в движении, была волонтером в интернате для детей-инвалидов. Об эффективности применения кинестетикс к таким детям может говорить исходя из 7-летного опыта. «Даже если они не пойдут никогда, они в теле своем будут чувствовать себя как дома. Какой-то твердой статистики нет. Многое зависит от того, насколько родители смогут интегрировать кинестетикс в свой образ жизни. В каждом движения ребенка учитывать нужно эти принципы. Я слышу от многих родителей, что стресса, боли, крика больше нет - ребенок счастлив, он улыбается, родители нашли с ним общий язык. С точки зрения физической – все индивидуально, но тяжелых напряжений становится меньше, дети начинают более самостоятельно двигаться, активнее проявлять себя, качество движений изменяется. У каждого свои цели. Если ребенок вообще ничего не делал и научился сам подмыть ножку – это уже достижение».

Не стандарт!

Тамара и Ольга, обе с Алтайского края, уже год ездят вместе по различным курсам. Девушки ознакомились в Центре медтехнологий в Новосибирске. Ребенок Тамары обычно плакал на сеансах лечебной физкультуры (ЛФК), но после того, как тренер прошел курсы кинестетикс, плакать перестал. «И мой ребенок стал намного спокойней, - говорит Ольга. – Если раньше – мы «помогали» ему протянуть руку к игрушке, то сейчас просто ждем. Оказывается, Саша и не напрягаясь может двигать игрушки. И это ему становится намного интереснее».

Новосибирский же врач посоветовал мамам принять участие в семинаре в Кемерово. Собственно, так информация о кинестетикс и распространяется в регионах Сибири: от родителей к специалистам, от специалистов к родителям. Изначально дорогу, проживание и работу тренеров оплачивал красноярский благотворительный фонд. Во время кризиса финансирование семинаров прекратилось и полностью легло на родительские плечи. Они, понятно, не против. Но не у всех и не всегда есть материальная возможность поучаствовать в семинаре. Хотя и деньги-то по современным меркам небольшие: в этот раз родителям, а их было 14 человек, пришлось скинуться примерно по 4 000 руб. При этом тренеры вошли в положение кемеровчан. Они не попросили заоблачных гонораров, не настаивали на проживании в гостинице, а согласились разместиться в квартире одной из мам, чем сократили расходы родителей.

В следующий раз Лилия Кернер и Норберт Фельдманн собираются приехать в сентябре. Чем больше родителей смогут принять участие в семинаре, тем вероятнее, что он состоится. По-прежнему остро стоит необходимость спонсорской поддержки. К слову, многие родители говорят, что отказываются от оплачиваемого государством ЛФК в кемеровском реабилитационном центре. Дети просто-напросто плачут от неуважительного обращения к своему телу, а медперсонал, как и раньше родители, даже не подозревает об этом. Так почему бы не направить средства на то, что действительно нужно родителям? Да, у нас привыкли относиться настороженно ко всему, что находиться за рамками лицензированных российской системой здравоохранения методов. Но для того чтобы делать какие-то выводы, нужно хотя бы ознакомиться. Что и сделали, например, в Новокузнецке. По словам Лилии Кернер, в семинаре принял участие руководитель неврологического отделения тамошнего реабилитационного центра. Представитель госучреждения сделал вывод о пользе кинестетикс и высказал намерение практиковать методику у себя.

Как рассказали в «Школе лечебной педагогики», кемеровскому реабилитационному центру для детей-инвалидов предложили обучить специалиста бесплатно. Также были разосланы письма чиновникам от медицины. В результате ни один из кемеровских специалистов участие в семинаре не принял. К сожалению родителей, выходит, что в отличие от новосибирских и новокузнецких коллег представители нашей системы здравоохранения не хотят видеть дальше своих кабинетов и бюрократических медицинских стандартов.

Справка

Kinaesthetics переводится как мастерство/наука о правильном восприятия движения – своего и чужого. Kinaesthetics – это не лечение, а повседневная практика, благодаря которой люди, ограниченные в движении, и их родные могут улучшить качество своей жизни. Впервые практиковать Kinaesthetics начали в США в 80-е в хореографической среде. Затем к движению проявили интерес специалисты из области ухода за больными. Постепенно под Kinaesthetics была подведена научная основа. И вот уже на протяжении 20 лет практика повышения двигательной компетенции внедряется в европейскую систему здравоохранения. В Европе ежегодно около 40 000 человек проходят начальный курс Kinaesthetics. Тренеры работают при медучреждениях и самостоятельно. В Россию практика пришла в 2007 году и пока была реализована в ряде сибирских городов. Инициаторами проведения семинаров становятся врачи и родители детей с интеллектуальными, эмоционально-волевыми, речевыми и двигательными нарушениями, сложностями в общении и особыми потребностями.

Ксения Коломойцева

Источник: mkkuzbass.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ