Архив:

Стоп-сигнал

Целый клубок проблем приходится распутывать инвалиду, решившему стать водителем. Что делает обычный человек, если желает передвигаться на собственном автомобиле? Правильно! Учится в автошколе, сдает экзамены, получает водительские права, покупает автомобиль и - в добрый путь! Все относительно просто при наличии желания и необходимых средств. А что делать, если желание передвигаться на машине возникло, к примеру, у безногого инвалида?

Во-первых, нужно попытаться получить машину, оборудованную ручным управлением. К примеру, Олег Зырянов, инвалид-«колясочник» из деревни Кривошин Ляховичского района, решил сесть в автомобиль в конце прошлого года. Стал на очередь в Брестском облисполкоме и оказался... 346-м! Если принять во внимание, что в прошлом году облисполком приобрел для льготников всего 12 автомобилей, то перспектива получения машины молодым инвалидом Зыряновым в обозримом будущем становится какой-то совсем мизерной, практически призрачной. Поэтому решил Олег купить обычную машину, переоборудовав затем ее управление на ручное. И столкнулся с задачей, практически неразрешимой, - найти того, кто возьмется за техническую головоломку, ему не удалось. Решив пройти по следам Олега, первый свой звонок я адресовала в Министерство транспорта и коммуникаций.

- Я желаю перевести автомобиль на ручное управление. Куда мне обратиться?

- Этот вопрос не в нашей компетенции, - ответили мне в приемной министра. - Звоните в УП «Белтехосмотр».

Звоню.

- Мы занимаемся техосмотром и диагностикой, а по поводу переоборудования вам, видимо, могут пояснить в ГАИ.

Накручиваю номера управления ГАИ МВД и получаю ответ: «Вообще-то человек может сделать переоборудование и сам, а потом пройти экспертизу... А еще подобным переоборудованием занимаются в институте Минтранса «Транстехника». Звоните туда».

В «Транстехнике» мне объяснили, что «институт занимается исключительно наукой». А переоборудование автомобилей - вотчина специальной экспертной лаборатории, которая вроде бы существует при БНТУ. Действительно, при БНТУ есть лаборатория транспорта и сертификации автотранспорта, а при ней - экспертный отдел. Но и там переделкой машин не занимаются. Только экспертизой.

- Честно говоря, я не знаю, есть ли в Беларуси предприятия, которые переводят автомобили на ручное управление. Во всяком случае, о таких я не слышал, - так закончил телефонный разговор со мной инженер лаборатории Дмитрий Волков.

Такой вот сплошной стоп-сигнал... Однако Олегу Зырянову повезло несказанно: недавно он купил автомобиль с уже готовым ручным управлением. А вот что делать другим инвалидам? И как получить права, если удастся приобрести специфическое авто?

Как выяснил все тот же Олег Зырянов, обучать инвалида правилам движения будут, если у него уже есть автомобиль или он стоит на очереди на его получение. В отличие от остальных граждан, имеющих возможность получить права независимо от наличия или отсутствия у них личного автомобиля.

Даже если инвалид выполнил все условия - то есть приобрел автомобиль, перевел его на ручное управление, прошел всевозможные медкомиссии, это не значит, что вскоре он станет обладателем заветных водительских прав. С обучением инвалидов вождению в Брестской области и других регионах до недавнего времени существовали определенные трудности.

Главный специалист комитета по труду и социальной защите облисполкома Светлана Боровская объяснила мне, что ранее людей, имеющих различные недуги, включали в группы и вели их обучение на базе кобринской районной структуры ДОСААФ. Проживали инвалиды в Кобринском пансионате ветеранов войны и труда. Теперь пансионат на ремонте и, стало быть, закрыт. Инвалиды остались «без крыши», а значит, и без возможности получения водительских «корочек». Кстати, именно по этой причине обучение Зырянова не состоялось ни в декабре прошлого, ни в январе этого года. Пришлось ему по инстанциям на своей инвалидной коляске поездить, попросить-покланяться... Недавно водительское удостоверение Олег все-таки получил. Звонил мне, радовался. Вопрос с правами разрешился благополучно благодаря тому, что когда-то, еще здоровым, Зырянов получил права тракториста. А теперь просто пересдал на другую категорию. Олегу пошли навстречу - в Барановичском межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Госавтоинспекции отнеслись с пониманием и чуткостью.

Кстати, после моего звонка в комитет по труду и социальной защите Брестского облисполкома проблема с помещением для обучаемых инвалидов разрешилась быстро. На следующий день мне пришел факс, подписанный заместителем председателя комитета Владимиром Хромовым: «На время производства ремонтных работ в Кобринском пансионате проживание и питание инвалидов организовано в здании Кобринского дома-интерната для престарелых и инвалидов».

Впрочем, лично для меня осталось непонятным: почему обучение людей с ограниченными возможностями нельзя вести в районных автошколах?

- Если соберется группа, если местный отдел соцзащиты найдет место проживания (а вы понимаете, что здесь должны быть особые условия, обязательно - питание, удобства), то наши специалисты готовы выехать в любой регион, - уверяет Николай Круглей, заместитель председателя Брестского областного совета ДОСААФ по экономической работе и подготовке кадров массовых технических профессий. - Тем более что мастера и преподаватели у нас есть. Имеется и 4 специальных автомобиля.

Специалисты ДОСААФ готовы пойти навстречу инвалидам, людям, для которых любой отрыв от дома сопряжен с определенными трудностями и неудобствами, тем более если «путешествие» за вожделенным удостоверением затянется месяца на два-три. Слово за социальными работниками Брестчины?

Кстати, до недавнего времени проблемы с обучением инвалидов имелись и в других регионах Беларуси. Но, к примеру, на Минщине и Гродненщине с 2006-го решение их сдвинулось с мертвой точки. Хотя учебный центр, действовавший многие годы под Минском на базе оздоровительного лагеря «Дружба», перестал заниматься обучением инвалидов вождению, специалисты комитета по труду и социальной защите Минского облисполкома нашли выход из положения. Теперь инвалиды, желающие получить водительское удостоверение, обучаются в Вилейке, где центр создан на базе сельскохозяйственного лицея. В 2006 году права получили 20 человек. С 12 февраля к обучению приступила новая группа.

- В этом году на приобретение автомобилей для инвалидов и на их обучение из бюджета Минским облисполкомом выделено 700 миллионов рублей. Мы планируем закупить 70 специализированных машин, пока же готовимся к проведению тендера, - поделилась планами заместитель председателя комитета по труду и социальной защите Мария Горбацевич.

Не отстает от Минщины и Гродненская область. Если в прошлые годы вопросы с обучением здесь решались «точечно» (небольшое количество инвалидов обучалось в Кобрине Брестской области, а сейчас число желающих получить автомобиль и водительское удостоверение идет не на десятки, а на сотни), то с января учебный центр создан на базе Скидельского ГПТУ-199.

- Сейчас для центра переоборудуются три машины «Ока» - на них устанавливается дублирующее управление. С апреля к занятиям приступит группа, в которую вошли инвалиды, стоящие на очереди на получение автомобиля с 1998 года. А на Гродненщине таких 500! Также мы планируем закупить в этом году 41 специализированный автомобиль для льготников и значительно сократить очередь, - рассказал мне начальник отдела управления организации социальной помощи комитета по труду и социальной защите облисполкома Александр Кравченко.

У соседей

Единственная киевская автошкола, занимавшаяся обучением инвалидов, была закрыта как нерентабельная в 2003 году и до сих пор работы своей не возобновила.

В Москве, по количеству населения соизмеримой с Беларусью, существует всего одна автошкола, занимающаяся обучением инвалидов. Очередь инвалидов, желающих получить автомобили с ручным управлением, только в российской столице перевалила за 10 тысяч, а желающих обучаться в автошколе соответственно не намного меньше.

Компетентное мнение

Сергей ДРОЗДОВСКИЙ, председатель центрального совета ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-«колясочников»:

- Проблема с обучением инвалидов вождению существует и в Минске. Потому что, в отличие от областных учебных центров, в которых инвалид и учится, и проживает, в столице «колясочники» или люди на протезах и костылях вынуждены ежедневно добираться на улицу Казинца, в автошколу. Не секрет, что многие виды городского транспорта инвалидам недоступны, попасть в них с коляской - проблема. А ездить 1,5 - 2 месяца туда на такси многим просто не по карману. Вот и получается, что центр вроде бы и есть, но пользоваться его услугами накладно.

С оборудованием автомобилей ручным управлением такая же картина. Наша ассоциация нашла несколько предприятий, готовых оказывать услуги по переоборудованию, но... Пройти сертификацию они не могут, потому что в Беларуси до сих пор не существует ГОСТов по ручному управлению. Поэтому, если кто-то что-то и переделывает, делают это, увы, полуподпольно, на кустарном уровне.

А хотелось бы, чтобы у нас переняли опыт Польши и Германии, где специализированные сервисные ателье существуют при салонах обслуживания «Ауди», БМВ, «Мерседеса». Пришел инвалид в такое ателье, выбрал то, что ему надобно, муниципалитет оплатил переоборудование - и все, никаких проблем. И с обучением также. Знаю, что в Литве и Польше обучение инвалидов вождению идет на базе реабилитационных центров. Здесь и поправка здоровья, и обучение, и комфортное проживание. Очень удобно для человека и, наверное, нам этот опыт пора перенять.

Татьяна Гринкевич

Фото автора

Источник: http://www.sb.by/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ