Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Равный равному

Детский сад № 90 «Цветик–семицветик» — одно из немногих дошкольных учреждений комбинированного вида, которое посещают малыши с нарушениями зрения. О том, чем оно уникально, рассказала его заведующая Зинаида Кисаева.

Необычность этого детского сада в том, что его воспитанники не только здоровые дети, но и ребятишки с нарушениями зрения: косоглазием, астигматизмом, близорукостью или дальнозоркостью и так далее. Это дает возможность последним подготовиться к школе, а в будущем и адаптироваться к ней, научиться строить новые отношения, познавать мир, общаться как со сверстниками, так и с педагогами, не бояться пробовать себя в чем–то новом.

— И самое главное, — говорит Зинаида Николаевна, — что от совместного пребывания в группах здоровых детей и малышей с проблемным зрением выигрывают и те и другие. Здоровые становятся более терпеливыми, понимающими и готовыми всегда, если потребуется, прийти на помощь, а у кого проблемы со зрением, они не только учатся доверять миру, но и узнают другие его стороны, не ограниченные квартирой и родителями. Дети как бы обучают друг друга.

Для детей с нарушениями зрения в этом саду предусмотрен щадящий режим. На занятиях делается больше пауз, во время которых выполняется зарядка для глаз. В первую половину дня они получают лечение, которое назначает Надежда Владимировна Гладышева, врач–офтальмолог, курирующая детский сад. Такое лечение стало возможным благодаря оборудованному современной медицинской аппаратурой глазному кабинету, и часто к моменту поступления в школу большинство глазных проблем решается. Бывает и так, что улучшить зрение удается еще в детском саду, и тогда ребенок переводится в обычную группу к здоровым ребятишками.

В этом кабинете могут получать лечение сразу четверо малышей. Он работает весь учебный год — с сентября по июнь. Стены там темного цвета, и не только для того, чтобы дети не отвлекались, но и для более эффективного светолечения, когда свет в глаза должен идти направленно. Вся аппаратура закупается через медицинские фирмы Питера и Москвы. А Зинаиде Николаевне удалось наладить сотрудничество со специалистами Московского института коррекционной педагогики.

— Очень важно в нашей работе с детьми, у которых есть проблемы со зрением, — делится Зинаида Кисаева, — тесное сотрудничество с их родителями. Это именно та ситуация, когда работа с семьей неотделима от работы воспитателей, психолога и медиков. Если нет этого взаимодействия, то изученный в детском саду материал дома не будет закрепляться. Более того, если мама с папой не знают и не понимают методики, по которой мы работаем с детьми, они могут только навредить. Именно поэтому для родителей проводятся специальные занятия, на которых врач разъясняет родителям ситуацию со зрением, рассказывает, что можно, а что нельзя делать. К счастью, наши родители четко понимают, что положительный результат у ребенка появится только тогда, когда мы будем работать все вместе: мамы и папы, специалисты детсада и врачи.

И все же чем раньше родители начнут заниматься ребенком, его лечением и адаптацией к дальнейшей жизни, тем больше шансов если не восстановить зрение полностью, то значительно улучшить его и закрепить полученный результат. И тем легче ему будет строить отношения со сверстниками и окружающими в дальнейшем. Дети обучают своих сверстников гораздо быстрее и понятнее, чем взрослые. Здесь работает принцип «равный равному», и при этом нет жалости друг к другу. Они же непосредственные: если злятся, то злятся на полную катушку, так же радуются, огорчаются, любят. А взрослые чаще всего детей, у которых есть проблемы, стараются оберегать, щадить. Маленькому ребенку проще привыкнуть к новому окружению, легче освоиться в нем, когда он еще не видит своей отличности от других и не замечает ограничений, связанных с его болезнью. А вот повзрослев, ребятня начинает стесняться очков. В итоге возникают не только трудности в общении со сверстниками, но и целый букет психологических проблем.

В саду 11 групп, из них четыре специализированных и семь для здоровых детей. Одну из четырех специализированных — так называемую глазную группу — посещают дети с тяжелыми нарушениями зрения, по нормам их не должно быть больше десяти. Другие три являются смешанными или, как еще говорят, компенсирующими, в них ходят как здоровые, так и слабовидящие дети. В смешанных группах по 15 человек: пять с нарушениями зрения и десять здоровых. Такая пропорция соблюдается, чтобы, например, когда дети идут на какие–либо занятия, между двумя зоркими малышами находился один с плохим зрением, и здоровые ребятишки при необходимости могли ему помочь.

В глазную группу приводят детишек пяти–шести лет, родители которых по каким–то причинам не смогли устроить их в детский сад раньше. После того как дошкольник освоился в этой группе, он переходит на новый этап и попадает в смешанную. И именно в этом переходе и заключается смысл подготовки ребенка к школе и адаптация его к дальнейшей жизни.

Особое внимание на занятиях уделяется мелкой моторике. Если мелкая моторика развита, то хорошо работает и головной мозг. Зинаида Николаевна говорит, что дети с проблемным зрением трудолюбивее здоровых. Они понимают: чтобы чему–то научиться им, в силу своего заболевания, нужно затратить больше усилий. Они пытаются компенсировать нехватку зрения и стараются наверстать упущенное и получить все знания, которые им даются и которые они впитывают как губки. Помогает в обучении и реабилитации сенсорная комната.

А благодаря педагогам пространство детского сада стало максимально удобным для слабовидящих ребятишек. Так, например, на перилах наклеены шершавые ленточки, и поскольку осязание у таких детей развито сильнее, то подобные «подсказки» позволяют им не только ориентироваться в пространстве, но и увереннее чувствовать себя. В качестве «подсказок» выступают и всевозможные графические изображения на полу, стенах, подоконниках, зигзаги, «классики», «следы» птиц и зверей. Они не только стимулируют двигательную и игровую активность, но и показывают новые возможности движений и действий. В тренажерном зале для того чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и ориентировался в пространстве, на тренажеры подвешивают колокольчики.

Проводятся специальные занятия и для детей с хорошим зрением. Чтобы тем было понятно, как чувствует себя их слабовидящие сверстники, воспитатели играют с ними в игру, похожую на «Жмурки», или просят ребят закрыть ладошкой один глаз и походить по игровой комнате, а потом поделиться своими впечатлениями. Получив такой опыт, здоровые дети начинают бережнее относиться к тем, у кого есть проблемы со зрением. Проводится для ребят песочная и водная терапия, которая позволяет снимать эмоциональную напряженность и улучшить самочувствие.

— В этом году, — рассказывает Зинаида Кисаева, — у двоих наших детей была снята инвалидность. Родители привели их примерно в полтора года, то есть тогда, когда идет активное формирование и укрепление глазной мышцы. Благодаря тому что дети своевременно получили необходимую медицинскую и психолого–педагогическую помощь, и стал возможен такой прогресс.

Попасть в специализированные группы детского сада можно только по направлению врача–офтальмолога. Набор на новый учебный год начинается с апреля и уже к сентябрю определяется то количество детей, которое придет на обучение и лечение в этот детский сад.

Наталья Черкашина, Александр Вакуленко

Источник: gazetazp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ