Архив:

Инвалид за решеткой

В декабре прошлого года многие СМИ писали о борьбе правозащитников за права молодого парня из Усть-Кулома, отбывающего наказание за изнасилование в извращенной форме в колонии Микуни. Мать этого заключенного написала с помощью юристов одной из правозащитных организаций Коми письмо в Страсбургский суд по правам человека.

Речь в жалобе шла о том, что молодой человек, с детства страдающий сахарным диабетом, осложненным диабетической катарактой, в заключении не снабжается необходимым ему инсулином, ему, дескать, не успели провести операцию по удалению катаракты, которую намеревались провести врачи на воле, а потому он, по сути, обречен на слепоту.

Как сообщили нам еще в прошлом году в пресс-службе УФСИН по Республике Коми, многое в этой жалобе не соответствует действительности. К примеру, больному в местах лишения свободы была назначена постоянная и весьма дорогостоящая инсулинотерапия, выделяются все необходимые лекарства, он находится под постоянным медицинским наблюдением.

За прошлый год специалисты Управления исполнения наказаний по РК несколько раз обращались в Санкт-Петербург, в Межобластную больницу имени Ф.П. Гааза с просьбой провести микуньскому осужденному операцию на глаза. Надо заметить, что очередь на операции в этой больнице, имеющей статус института, растягивается порой на годы вперед. Но в случае с осужденным из Коми все произошло иначе - в начале 2009 года медики дали положительный ответ и согласились вне очереди прооперировать микуньского сидельца.

Казалось бы, операция решит все проблемы, на которые жалуется заключенный. Однако, как сообщил «Трибуне» пресс-секретарь УФСИН Николай Размыслов, и сам осужденный, и его мать написали отказ от проведения операции. Причиной стали сомнения в том, что в питерской больнице, где работают светила нашей медицины, смогут обеспечить необходимый уровень медицинского обслуживания...

Инвалиды - в очередь

В одном из отрядов ИК-25 в поселке Верхний Чов отбывает серьезное наказание бывший автокрановщик из Эжвы Николай Тыринов. В 1992 году Николай попал под поезд. В результате потерял одну ногу. Пострадала и вторая нога - пришлось ампутировать пальцы.

Сразу после аварии Тыринов получил 2 группу инвалидности. Уже в заключении ему изготовили протез и необходимую ортопедическую обувь, которые позволили Николаю нормально передвигаться. В результате группу Тыринову пересмотрели. Теперь он отнесен к инвалидам 3 группы.

Николай в Верхнем Чове отбывает не первое свое наказание. Еще в прошлую отсидку в Воркуте он освоил профессию столяра, делал деревянные шахматы, набирал инкрустацию из ценных пород дерева на ажурные доски для игры в нарды. Очередной немаленький срок он получил за убийство. В ИК-25 Николай уже не работает.

- Я, конечно, готов работать вахтером, сторожем. Но сторожей и без меня здесь хватает, - шутит он.

Увы, работы за колючей проволокой сегодня не хватает даже для здоровых людей. К счастью, в отличие от безработных заключенных Тыринов получает пенсию в размере 2300 рублей. Правда, потратить он может лишь 25 процентов от полагающейся суммы. Остальные деньги идут на оплату содержания и выплаты потерпевшим.

- Буквально на днях мне выдали новый протез, специальную обувь, - рассказывает Николай Павлович. - Как инвалид я пользуюсь некоторыми привилегиями.

Например, сплю на нижней койке. Одно плохо, в магазине приходится выстаивать немаленькие очереди. Вот если бы нас обслуживали вне очереди...

Ботиночки он носит Нариман

Всего, по словам начальника медицинского отдела УФСИН РФ по Республике Коми Василия Евтодиева, в колониях республики отбывают наказание 532 инвалида. Из них 7 человек имеют инвалидность первой группы, а 215 - второй.

Среди инвалидов первой группы чаще всего в заключении находятся люди с ампутированными руками. Несколько человек, у которых, как и у Николая Тыринова, отняты ноги, имеют вторую группу.

- Мы на средства УФСИНа заказываем им инвалидные коляски, протезы и ортопедическую обувь, - рассказывает Василий Евтодиев. - Такие ботинки стоят до 15-18 тысяч рублей. Но интересно, что некоторые осужденные отказываются их надевать - некрасиво, немодно, неловко перед другими...

Петров - золотая ручка

Инвалидами в зоне становятся редко, утверждает Василий Евтодиев. Чаще всего, сообщил нам начальник медицинского отдела УФСИН, такими уже сюда приходят. Бывает, что болезни, заработанные на воле, настигают человека уже в заключении. А за статус инвалида многие пытаются отчаянно бороться. Даже те, кто относительно здоров. Ведь инвалидность дает немалые преимущества.

- Еще несколько лет назад в составе Управления исполнения наказаний были врачебно-трудовые комиссии, которые могли освободить осужденного от работы, - рассказывает Василий Евтодиев. - А вот назначить пенсию эти ведомственные структуры не могли.

С 2001 года инвалиды, отбывающие наказание в колониях, проходят медико-социальную экспертизу в тех же врачебных комиссиях, что и обычные граждане. Причины получения инвалидности у осужденных также не сильно отличаются от большинства людей на воле - многие становятся нетрудоспособными по причине психических заболеваний, травм черепа, сердечно-сосудистых болезней. Я лично знал одного заключенного по фамилии Петров, который подался из колонии в бега и в первый же день на воле выпил суррогат, отчего у него мгновенно отнялись ноги. Замечательным был электриком! Остался без ног, зато имел золотые руки. Кабинет начальника медслужбы, то есть мой, в минуту булавкой открывал...

Совсем как Ельцин

Конечно, инвалидом быть горько и тяжело хоть в заключении, хоть на воле. И все же, как ни цинично звучит, порой инвалидность дает зэку даже некоторое преимущество перед вольными людьми.

Например, в отличие от обычных граждан, выстаивающих на компьютерную томографию огромные очереди, осужденные, совсем как инвалиды войны, обследуются вне очереди.

Или вот еще. Недавно врачи Республиканского кардиоцентра провели операцию аортокоронарного шунтирования и пластики сосудов осужденного, страдающего ишемической болезнью сердца. Такая операция, ставшая знаменитой благодаря Борису Ельцину и оперировавшему его доктору Дебейки, во всем мире относится к самым дорогостоящим.

- Я не думаю, что мне или кому-либо другому такую операцию провели бы бесплатно, - рассказал Василий Евтодиев. - Стоит она несколько сот тысяч рублей. А бесплатные операции в республике проводятся только на средства федерального центра. И денег выделяется всего на несколько пациентов. Одним из них повезло стать инвалиду одной из наших колоний. Я знаком с ним в течение последних 15 лет. За это время он несколько раз выходил на свободу и вновь оказывался в заключении. Каждый раз за убийство. Но мы не можем оказывать медицинскую помощь исходя из статьи, по которой эти люди осуждены. Для нас они только больные.

Владимир Овчинников

Источник: http://www.tribuna.nad.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ