Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Реанимация call-центра

Незрячие показали Собянину потемкинскую деревню Лужкова

Сотрудники московского call-центра, где трудятся более двух тысяч инвалидов по зрению, объявили накануне голодовку в связи с полугодовой невыплатой зарплаты. В четверг мэр Москвы Сергей Собянин распорядился незамедлительно выплатить заработную плату инвалидам и разобраться с работодателем.

Сall-центр был создан в 2008 году при участии правительства Москвы в рамках реализации решения об организации городских сервисных центров для трудоустройства инвалидов по зрению. "Современное предприятие было спроектировано и построено для того, чтобы создать комфортную рабочую среду, где смогли бы максимально эффективно решать задачи информационного обслуживания клиентов. Это уникальный проект, не имеющий аналогов не только в России, но и в Европе", - отчитывалась о проделанной работе мэрия Москвы на своем официальном сайте, добавляя, что "В соответствии с поручением Мэра Москвы Юрия Лужкова в городе будут созданы семь аналогичных центров".

"В настоящее время Центр вышел на режим самоокупаемости и имеет пакет заказов на обслуживание, в том числе федеральных и региональных органов власти", - сообщал также сайт мэрии Москвы. Летом 2010 года Юрий Лужков демонстрировал сall-центр Владимиру Путину. Премьер увиденным остался доволен: "Мы будем применять в России этот опыт, - цитирует Путина сайт московского правительства. - Очень хороший пример работы с людьми с ограниченными возможностями! Хотелось бы, чтобы таких центров в стране было побольше. Ведь известно, что цивилизованность общества во многом оценивается по тому, как оно относится к инвалидам".

О проблемах компании становится известно только сейчас. В апреле 2011 года в "РИА Новости" прошла пресс-конференция руководства call-центра, на которой было заявлено, что "в 2011 году по объективным причинам, в том числе из-за общего финансово-экономического кризиса и смены руководства столицы образовалась неполная загрузка предприятий, в результате чего возникла задолженность по выплате зарплаты сотрудникам". Директора компании, однако, уверяли, что ситуация стабилизируется.

Из других заявлений можно было сделать вывод, что проблемы компании начались после отставки Лужкова и заключаются они в незаинтересованности муниципальных и федеральных органов власти в работе с социально-ориентированным бизнесом. Отмечалось, что только за 2010 г. компания реализовала ряд социальных программ, таких, как горячие линии "Для вас, ветераны", "Единый социальный телефон", также операторы call-центра обслуживали горячую линию Председателя правительства РФ.

Однако еще в феврале 2011 года в сети появилось письмо сотрудников call-центра президенту РФ Дмитрию Медведеву. Видимо, по недоразумению оно было размещено на мало кому известном сайте "Медведеву.ру", который заявляет о себе как о ресурсе "Обращений к президенту", но при внимательном его изучении становится ясно, что это частный проект, декларирующий возможность "публично обратиться к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. с открытым письмом на любую тематику". Сайт честно сообщает, что "письма, требующие официального ответа, необходимо отправлять через официальный сайт Президента России".

В письме говорится, что "динамичному развитию компании препятствует ряд причин". Например, "несмотря на то, что в нашей организации трудятся 2500 людей с ограниченными физическими возможностями, для которых созданы специализированные рабочие места, нам до сих пор не присвоен статус предприятия, использующего труд инвалидов".

Причем, судя по размещенным там же частным заявлениям, невыплаты заработной платы начались в call-центре еще как минимум в 2010 году. "Уважаемый Дмитрий Анатольевич! - сказано в одном из таких писем. - Я ... (ФИО в обращении указано полностью - ред.) сотрудница Московского общественно-делового центра, трудовой договор №... от 29.10.2010 г., согласно п.9 "размер заработной платы Работника составляет 15443 (пятнадцать тысяч четыреста сорок три) рубля в месяц." Сегодня уже 18.03.2011 г., добросовестно выполняя свои трудовые обязанности зарплату получила всего один раз - 28 декабря 2010 г. в размере 14075 (четырнадцать тысяч) руб. До сих пор жду, когда выплатят... Мой домашний адрес и номер моего телефона есть в организации где я работаю в данное время т.е. в Московском общественно-деловом центре инвалидов".

В апреле 2011 года сотрудники call-центра через портал для людей с ограниченными возможностями обратились с открытым письмом в московское правительство. "Работу нашей организации очень часто освещают средства массовой информации: газеты, журналы, городские и федеральные телеканалы. Информация преподносится в розовом цвете, но на самом деле всё обстоит не так радужно, как это выглядит с фасада", - говорилось в письме.

Инвалиды по зрению сообщали, что вся организация call-центра по непонятной причине разделена на три юридических лица с разными формами собственности - два ЗАО и ТНВ (товарищество на вере). "На практике все должностные обязанности от операторов до административных должностей занимают инвалиды по зрению. Но фактическая должность не соответствует трудовому договору, и вообще, тарифной сетки, как таковой, не существует. Официально по трудовому договору каждый сотрудник оформлен как оператор с окладом 14600 руб. Высшим руководство общественно-делового центра ... грубо нарушаются условия трудовых договоров. Заработная плата выплачивается крайне не регулярно, с большими задержками, которые составляют до полутора - двух месяцев".

В письме также указывалось, что договоры на выполнение отдельных работ с сотрудниками вообще не заключаются, в результате чего "платить, или не платить за нее, решает руководство с барского плеча". Сотрудникам call-центра, которые занимаются привлечением клиентов и которым за каждого нового клиента от заказчика положена премия в 500 рублей, эти деньги не выплачиваются, или выплачиваются не в полной мере - и т.д.

Конечно, пока рано делать окончательные выводы по этой ситуации, но похоже, что столь разрекламированный Лужковым инновационный проект оказался потемкинской деревней. Напрасно директора пытаются выдать за одну из причин кризиса смену городской власти в Москве - ведь вся описанная в открытых письмах структура, система договоров, при которых отсутствовала тарифная сетка, разделение на три юрлица, т.д. - была создана еще при прежнем градоначальнике.

Цель создания call-центра на сайте мэрии Москвы была в 2008 году обозначена следующим образом: "при поддержке государства решить проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации, повышения материального благосостояния и самооценки". Для чего управляющие и финансовые структуры организации были настолько усложнены, почему не были сразу решены элементарные вопросы, вроде присвоения статуса предприятия, использующего труд инвалидов - вопрос открытый. Разбираться с которым придется уже новому московскому правительству.

Глава колл-центра, где голодают инвалиды, не признает вину

Долг работодателя перед инвалидами составил 125 млн рублей, уточнил «Известиям» представитель столичного комплекса соцсферы Александр Будин. Он рассказал, что работники получали там по 14—15 тыс. рублей. Кризис на предприятии, по мнению Будина, произошел из-за «недобросовестного хозяина, который думал без конца сидеть на бюджетном корме».

«Для этого предприятия много делалось и по линии города, и Путин хотел им свой диспетчерский пункт передать, чтобы его обеспечивал именно этот call-центр, — заявил Будин. — Помимо денег, а там не миллионами, а миллиардами пахнет, там столько рекламы было. Это бесстыдство со стороны хозяев так поступать».

Когда корреспондент «Известий» позвонил в саll-центр "Теле-Курс", записанный голос на другом конце провода радостно зазывал «прийти к ним и продуктивно поработать». Однако, как только трубку взяла сотрудница Людмила, корреспондент «Известий» узнал, что работа здесь давно остановилась.

"Ой, так приятно, что вы нами заинтересовались, — не скрывала радости оператор. — Хоть бы вы нами заинтересовались, приезжайте к нам! Нам действительно полгода не платят зарплату. Мы голодаем в прямом и переносном смысле".

В «прямом смысле» люди, по словам Людмилы, голодают со вчерашнего дня (15 июня) на втором этаже предприятия.

«Сегодня голодовка продолжилась, - подтвердила она. - 25 человек, они инвалиды, собрались на втором этаже, ни воды, ничего нету. Голодающие - они белого цвета, я вот хочу накипятить им воды".

Зарплату сотрудникам перестали платить с декабря 2010 года безо всяких объяснений, заявила Людмила. Отчаявшиеся люди долго пытались добиться объяснений, а потом прекратили работать.

«Столовую закрыли, в туалетах грязь ничего не выносится, ничего не моется, уборщиц нет, вообще ничего нет, - констатировала собеседница «Известий». - Вы представьте, слепые, с палочками идут, бедные, на работу. А им просто не дают зарплату».

Директор предприятия Евгений Спиридонов рассказал "Известиям" свою версию о причинах кризиса на предприятии.

Город, по словам Спиридонова, действительно, выделял предприятию средства. Однако деньги, по его словам, были выделены на организацию рабочих мест для инвалидов. И все они были организованы, подчеркнул он. Больше никаких преференций от властей здесь не видели.

«Покажите хоть одну бумагу, где было бы написано что такой орган власти предоставляет нам преференции, - заявил Евгений Спиридонов. - Покажите хоть один договор, приказ! Меня пытаются обвинить, что я что-то украл, какие-то деньги. Вот они, смотрите, компьютеры стоят, места рабочие есть. Хотят из нас козлов отпущения сделать. Пусть делают. Выборы, наверное, начались», - негодовал начальник.

«Никто не озвучит, что у нас телефонная линия есть, которая не оплачивается столичным департаментом труда и занятости, - продолжил директор. - Мы говорим, что выключим ее. А нам отвечают: «Не надо».

Объявившие голодовку инвалиды в Москве начнут получать зарплату с 20 июня

Заработную плату инвалидам по зрению из московского call-центра, которые объявили голодовку, начнут выплачивать с 20 июня, сообщила журналистам заместитель мэра столицы по социальной политике Людмила Швецова.

Ранее представители call-центра и Общероссийского союза организаций инвалидов сообщили РИА Новости, что около 60 инвалидов по зрению объявили голодовку в связи с невыплатой им в течение полугода зарплаты, поддержали акцию около 2,5 тысячи остальных работников call-центра. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости незамедлительно выплатить заработную плату инвалидам, решение этого вопроса он поручил Швецовой.

Заммэра в четверг встретилась с представителями коллективов call-центров, в которых работают инвалиды по зрению. На встрече присутствовали руководители трех профсоюзных организаций трех столичных call-центров.

"Мы обсудили процесс организации работы по немедленной компенсации всем работникам тех материальных сложностей, с которыми они столкнулись, связанными с невыплатой заработанной платы. С 20 июня, в соотвествии с поручением мэра Москвы, принято решение о том, чтобы выплатить материальную помощь всем, равную той сумме, которую они потеряли в связи с невыплатой заработанной платы", - заявила Швецова.

Она добавила, что сразу же после совещания рабочие группы столичных департаментов труда и занятости и социальной защиты населения должны выехать в call-центр и "объединиться с профсоюзными организациями, с работниками". По словам заммэра, до 20 июня будут составлены выверенные списки людей, которым необходимо выплатить компенсацию, со всеми необходимыми суммами.

"Эти списки будут составлены и профсоюзными организациями, и представителями департаментов и комитетов", - подчеркнула Швецова.

По ее словам, представители профсоюзов высказали "очень серьезные критические замечания по отношению к своему руководству, работодателям, которые не смогли организовать работу, чтобы эффективно, честно и ответственно реализовать те средства, которые были использованы городом на квотирование по созданию рабочих мест для инвалидов".

"Эти call-центры создавались для того, чтобы дать инвалидам не просто работу, а дать работу высокотехнологичную, обеспечить их достойной заработной платой, всем необходимым социальным пакетом услуг", - отметила Швецова.

Она добавила, что коллектив call-цента требует введения стороннего управляющего этим бизнесом "в связи с недоверием к руководителям, у которых они работают", погашения задолженности и создания всех необходимых предпосылок по сохранению этих рабочих мест.

"Разговор был трудным, эмоциональным. Трудно не понять людей, которые многие месяцы находятся в состоянии непонимания своей судьбы, и естественно их требования вполне могут быть восприняты", - заключила заммэра.

По материалам: pravda.ru, izvestia.ru, center.rian.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ