Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Искусство быть другим

Театр вместо запертой палаты, живопись вместо уколов, танцы вместо таблеток. Как арт-терапия влияет на людей, которых называют обидным словом «ненормальные»

«Это безумие!», «Да ты сума сошёл!», «Даун!», «Псих!» – мы настолько часто используем подобные обороты в повседневной жизни, что они утратили свой буквальный смысл. Когда же мы сталкиваемся с людьми, которых обыватели называют «сумасшедшими», с теми, у кого очевидны отклонения от некой нормы, то чувствуем растерянность и страх.

Сегодня людям в белых халатах помогают художники и специалисты с театральным образованием, а тандем медицины и искусства даёт впечатляющие результаты. Посмотреть на них, а также задуматься о соотношении понятий «диагноз» и «норма» можно было на недавно прошедшем в Киеве Первом международном фестивале альтернативного искусства и арт-терапии «АРТельнатива».

На открытии фестиваля альтернативного искусства и арт-терапии «АРТельнатива» собрались его участники – нечастые и не всегда желанные гости в центре Киева

На сцену

Территория киевской городской психоневрологической больницы имени Павлова, в народе прозванной «павловкой», напоминает санаторий – кругом зелень, светлые корпуса больничных зданий. Тишину нарушает лишь пение птиц и едва слышный гул дороги. Рядом со зданием нет прогуливающихся пациентов, которых можно было бы узнать по тренировочным штанам или изношенным халатам. Картину портят лишь решётки на окнах и запертые двери.

Просторный зал на несколько сотен зрителей, дощатая сцена, чёрные кулисы. Ко мне подходит высокий мужчина. Глядя на седобородого собеседника, я сперва думаю, что это помощник режиссёра или работник сцены, настолько внушительным и серьёзным он кажется. Однако после того как он заводит со мной разговор, я понимаю, что передо мной пациент. Его движения резки и порывисты, а речь спотыкается – будто слова не поспевают за мыслью.

Анализируй это. Режиссёр Сергей Эненберг (на фото справа) убеждён, что театр – лучшая терапия для пациентов «павловки», позволяющая им раскрыться

Виктор Борисович – бывший лётчик-«афганец». Вернувшись с войны, он, следуя примеру друзей, решил заняться бизнесом. Однако дела пошли неважно. После этого начались проблемы в семье. На фоне этих событий после выхода на пенсию у Виктора случился кризис – так он попал в психоневрологическую больницу. И вот уже 18 лет мужчина кочует из одного отделения в другое.

Виктор ловит каждое слово, заглядывает в глаза, прикасается к моему плечу, беспокоясь о том, достаточно ли внимательно я его слушаю.

«У меня очень часто берут интервью, вот на прошлой неделе приезжали с телевидения» - Виктор явно гордится популярностью того дела, к которому причастен.

Безо всякого перехода Виктор Борисович принимается за обстоятельный рассказ о рок-музыке, поскольку это одно из главных его увлечений.

«Виктор Борисович! Почему вы ещё не в костюме? На сцену!» – в зале появляется режиссёр театра-клуба «Будьмо», действующего при больнице, Сергей Эненберг. В его постановке «Бури» Шекспира монументальный Виктор играет роль волшебника Просперо.

Другой человек. Пациент киевской психоневрологической больницы Виктор Борисович, живущий там 18 лет, играет волшебника Просперо из шекспировской «Бури»

Театр при больнице появился три года назад по инициативе главврача Вячеслава Мишиева.

«Их здесь держат в четырёх стенах, за закрытыми дверями. Большую часть времени пациенты находятся под действием тяжёлых лекарств. У лекарств часто много побочных эффектов, которые действуют разрушительно. А театр – это возможность терапии игрой, радостью, это возможность социализации, полноценного общения – подлинное лечение души», - говорит Эненберг.

Одна из главных ролей в постановке – у юного и стеснительного Данилы. На его сутулой худой фигуре пышный чёрный костюм, и берет с пером кажутся чужими. Он будто бы стесняется их, удивляясь, что попал на сцену, в мир сказки. Дополняет это впечатление и то, что он сам будто бы стесняется себя – Данила всё время бросает взгляды на режиссёра, ища одобрения и поддержки.

Движения Данилы мягки и неуверенны. Он очень осторожно передвигается, придерживая постоянно сползающий пояс со шпагой. Сцену, в которой персонаж молодого человека, Фердинанд, встречает свою любовь, Данила играет проникновенно.

Маска как спасение. Руководитель театра «Паростки» Виталий Любота считает, что его подопечным, людям с синдромом Дауна и ДЦП, игра помогает справляться с проблемами в реальной жизни

Его партнёрша – Рина, которая играет Миранду – дочь волшебника Просперо - сочетает в манере работы на сцене эмоциональность и умение держать паузу. В её глазах – иногда грустных – иногда удивлённо растерянных – бывает, появляется улыбка и тогда проявляется всё обаяние актрисы.

Не расстраиваться

Фестиваль «АРТельнатива», инициированный больницей имени Павлова, состоялся впервые. В нём приняли участие люди с психическими расстройствами, умственной отсталостью и генетическими отклонениями. Главная идея – показать, что они, по сути и в главном мало чем отличаются от людей в так называемой норме.

Скованные одной сценой. Для многих актёров театра «Паростки» сцена – место, где они могут высказаться, не используя при этом слова

Обычный детский сад в столичном спальном районе. Здесь разместилась общественная организация «Союз матерей «Солнечный луч», объединяющая семьи с детьми, у которых генетические или психические отклонения. Здесь же работает театр-студия «Паростки». Для студийцев с синдромом Дауна, ДЦП этот театр – единственное место, где они не чувствуют себя пациентами. «Пациент – это больной человек. А они не больны», – уверен руководитель театра Виталий Любота. Когда-то он пришёл в «Солнечный луч», рассчитывая поработать месяц. С тех пор прошло десять лет.

«Театр – это для них модель общества. Студийцы могут в этом игровом пространстве проигрывать разные жизненные ситуации. И если они столкнутся с ними на деле, то уже будут готовы к их решению. И это самое важное. Хотим мы этого или нет, но эти люди когда-нибудь должны начать жить самостоятельно», – объясняет Виталий.

«Ребятки! Золотые мои! Знакомьтесь», – представляет меня режиссёр. Его подопечные, сидевшие на диванчиках, с любопытством окружают меня. Улыбаются и косятся на диктофон. Непропорциональные фигуры, глаза, смотрящие куда-то мимо собеседника, при этом совершенно светлые и детские лица. Невысокий и коренастый 26-летний Вадим серьёзно и обстоятельно перечисляет мне, чем он занимается в «Паростках». Слова даются ему со значительным усилием, но он не теряет самообладания. «Я помогаю режиссёру ставить спектакли. Занимаюсь сценариями, помогаю с костюмами. А ещё я ставлю танцы. И сейчас делаю собственный спектакль с нашими актёрами», – с нескрываемой гордостью говорит Вадим.

31-летняя Аня, у которой синдром Дауна, попала в «Паростки» пять лет назад и ни секунды не жалеет о том, что поддалась на уговоры подруги, которая привела её сюда. Она – одна из немногих в коллективе, кто может легко и связно излагать свои мысли.

«До того, как пришла сюда, я была совершенно другим человеком. Мало выходила на улицу, почти всё время сидела дома. Если бы не театр, не знаю, где и кем бы я сейчас была», – рассказывает Аня.

По её словам, работа в студии творит чудеса. Некоторые из её коллег стали лучше говорить, человек, который с трудом держал в руках ложку, сейчас танцует и поёт. «А ведь они, ребята, которые плохо разговаривают, – тоже люди, такие же, как и мы, они живые», – с болью говорит актриса.

Несмотря на то, что у неё есть родители и брат, девушка чувствовала себя одинокой, боялась окружающих и их неадекватной реакции. Теперь же она, по собственному признанию, стала уверенной в себе и своих силах. В её словах слышится неподдельная гордость – Аня рассказывает о том, как с театром они ездят на гастроли по всей Украине. Она перестала обращать внимание на насмешки и косые взгляды на улицах. «Мне жаль их, этих людей на улицах, которые смеются над нами. Они тратят свои жизни непонятно на что. И я бы очень хотела помочь им, но не знаю как», – вздыхает актриса.

Ирина Навольнева

Источник: focus.ua