Архив:

В упор не видят

Инвалид Юрий Лашманов просит у мэра работу. Или разрешения побираться

Инвалид по зрению Юрий Лашманов обивает пороги московских чиновников, упрашивая их разрешить ему зарабатывать себе на жизнь. Чиновники сочувствуют, но говорят, что помочь ничем не могут.

Читая документы, 45-летний Юрий Лашманов близко подносит их к глазам: зрение у него сохранилось на 30%, буквы он еще может разобрать, хотя для этого и приходится сильно напрягаться. Сейчас Юрию почти каждый день приходится приезжать в Москву из подмосковного Дедовска: он возит по инстанциям свои документы и заявление, в котором просит разрешить ему торговать в подземных переходах.

Несколько лет Юрий зарабатывал себе на жизнь, продавая в переходе у Павелецкого вокзала записные книжки. Их охотно покупали приезжие, потому что там была схема метрополитена и полезные московские телефоны. На торговлю у него было официальное разрешение, выданное местной управой. Правда, на территорию подземного перехода оно не распространялось, но милиция, видя бумагу, не трогала инвалида.

А потом эти прекрасные времена кончились. Когда в 2004 году Юрий в очередной раз обратился в управу за разрешением, услышал отказ. Чиновники сослались на то, что теперь торговля с рук и лотков в Москве запрещена.

Лашманов оставил записные книжки и отправился работать курьером. Именно это занятие да еще работу рекламного агента предписала ему ВТЭК в «индивидуальной программе реабилитации». «Без такой бумаги,— говорит Лашманов,— организация не имеет права официально взять инвалида на работу». С возрастом эта работа стала для него слишком тяжелой. Из курьера он переквалифицировался в операторы call-центра, специально созданного для трудоустройства инвалидов. Но и ее пришлось оставить: работая за компьютером, он побоялся потерять остатки зрения, да и с зарплатой случились перебои.

И тогда он решил вновь вернуться к записным книжкам. По его подсчетам, если торговать в переходе, можно зарабатывать до 15 тыс. руб. в месяц. В метро - до 20 тыс. Сейчас он живет на 8 тыс. пенсии, большая часть которой уходит на оплату коммунальных услуг.

Лашманов снова отправился в управу и снова получил отказ. «Управа сейчас вообще не выдает таких разрешений,— рассказала «МН» Светлана Глухова из управы района Замоскворечье.— Мы могли бы договориться, чтобы на ярмарке выходного дня ему бесплатно предоставили столик, но кто там будет покупать записные книжки?» По словам Лашманова, торговать другими товарами он не сможет. «Меня звали на Савеловский рынок продавать диски, но я не вижу их корешки»,— сетует он.

В «Гормосте», к ведению которого относятся подземные переходы, ему тоже отказали, ссылаясь на запрет торговать в переходах с рук. Пообщавшись с представителем метрополитена, Лашманов понял, что и там шансов нет.

Тогда он обратился в прокуратуру и к депутатам с просьбой походатайствовать за него перед мэром Москвы Сергеем Собяниным, чтобы тот в индивидуальном порядке рассмотрел его вопрос. Написал мэру и сам, но ответа не получил. «Если нельзя торговать, пускай разрешит побираться,— отчаивается Лашманов.— Иначе мне останется только покончить с жизнью».

Руководитель проектов по трудоустройству инвалидов общественной организации «Перспектива» Михаил Новиков признает, что в таком возрасте и без высшего образования для инвалида найти работу почти невозможно. «Плохо, что и торговать не разрешают, и других возможностей не дают», - говорит Новиков. Председатель московского областного отделения Всероссийского общества слепых (ВОС) Александр Коняев полагает, что для молодых инвалидов «с предпринимательским духом» это было бы интересно. За Лашманова подмосковное отделение ВОС написало ходатайство в «Гормост», но ответа пока не получило.

Сейчас он просит только за себя, но уверен, что его вопрос не частный, таким же образом могли бы зарабатывать и колясочники.

Наталья Коныгина

Источник: mn.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ