Архив:

Старики вынесли сор из избы

Из дома-интерната для ветеранов сбежали пять жильцов из-за жестокого обращения

На днях группа пожилых людей обратилась к местным журналистам с просьбой о помощи. По их словам, сотрудники администрации дома-интерната систематически издеваются над постояльцами, заставляют переоформлять на себя квартиры. Директор интерната утверждает, что все обвинения — наглая ложь.

Седанкинский дом-интернат в пригороде Владивостоке — в осаде журналистов, за день здесь побывали около 10 телекомпаний, завтра приезжает краевая прокуратура. Повод — скандальный видеоролик, который корреспонденты местной газеты выложили в Интернет. В нем несколько постояльцев дома-интерната фактически обвиняют директора и его заместителя в издевательствах и даже пытках.

«Уже почти 2 года я не могу добиться, чтобы против директора Логачева возбудили дело. Он мне угрожал милицией, потом вызвал психушку, там меня заставили подписать, что я там добровольно», — говорится в видеообращении.

Всего в редакцию газеты «Арсеньевские вести» Приморского края пришли 5 обитателей дома-интерната. Четыре старика и молодой инвалид рассказали журналистам о своем бесправном положении:

– Сначала к нам пришел вот этот Володя. Пожаловался, что у него отбирают всю пенсию, заставляют работать по 12 часов и платят всего лишь 300 рублей в месяц. По его словам, когда он возмутился, его посадили в изолятор, стали колоть какие-то лекарства – и в конце концов отправили в психушку. Он понял, что его жизнь в опасности, и попросил разрешения какое-то время побыть у нас. Когда жители интерната узнали, что Володя в редакции газеты, к нам стали приходить другие люди с теми же проблемами. Жалуются на одно и то же: фактическое рабство, которое там существует; наказание за любое непослушание – изолятор, уколы, а то и помещение в психушку… Мы очень много лет занимаемся этой проблемой, и много раз мы о ней говорили, но безрезультатно. А проблема, мы уверены, касается не только Владивостока, но и всей страны. Мы хотели поднять эту проблему на самом высоком уровне, – рассказывает главный редактор газеты Ирина Гребнева.

На публикации региональной прессы краевые чиновники реагируют слабо или вообще никак. Так же, как и прокуратура, куда не раз обращались журналисты с просьбой прореагировать на критический материал. Поэтому журналисты и предложили "старикам-беглецам" рассказать все на видеокамеру. Расчет был на то, что огласка на всю страну взбодрит чиновников. Вот так вся Россия услышала стариков, сбежавших из приморского дома ветеранов:

"Я проживаю в интернате с 16 июля 2010 года. И с самого первого дня меня поразило то, что в комнатах не только неуютно, но ремонт не делался более 9 лет. Стены все отсырели, опадает штукатурка. В 218-й комнате проживает тяжело больная Валентина Ивановна. Когда утром она встает, у нее все постельное белье в осыпавшейся штукатурке. Директор, господин Логачев, предлагает всем проживающим ремонт делать только за свой счет. На собрании в 7-м отделении зам. директора Московский кричал: "Я вас заставлю вообще работать бесплатно!.."

Однако в самом доме-интернате факт побега кого-либо отрицают.

«Да никакие пенсионеры отсюда не сбежали! У меня каждое дежурство звонят и спрашивают, как к нам поселится. Но чтобы кто-то сбежал — такого нет. Это недалекие люди, которые пили и воровали тут, но никого это раньше не волновало», — говорит сотрудница вахты интерната.

Впрочем, самое тяжкое для администрации обвинение — вовсе не изолятор с уколами, а махинации с недвижимостью пациентов. Как уверяют беглецы, одна из сотрудниц незаконно заполучила квартиру инвалида Виктора Федорова.

«Есть там такая работница — Назаренко Лилия Ивановна. Она через своих знакомых вышла на него, напоила водкой, увезла со своим сожителем в ЗАГС и зарегистрировала фиктивный брак. Успела продать его дачу за 180 тысяч рублей. А ему сказала, что он все деньги забрал и пропил. Сейчас она живет в его квартире», — говорят беглецы на видео.

Сегодня шумным делом инвалидов заинтересовалась прокуратура Приморья. Начата проверка, пояснила старший помощник прокурора края Елена Телегина.

«Озвученная в открытом видеообращении информация о нарушении прав содержащихся в интернате лиц сейчас проверяется органами прокуратуры. По результатам будет дана правовая оценка», — заверила Телегина.

Директор Седанкинского дома-интерната для ветеранов Виктор Логачев прокуроров ждет с большим нетерпением. Говорит, что все обвинения его подопечных — ложь, а сами герои видеоролика — пьяницы и дебоширы. Одна из них якобы даже украла из интерната телевизор и аккордеон. Сейчас все бунтовщики в официальном отпуске — это оформлено в приказе, уверяет директор.

«Они, по сути, — алкоголики. У нас есть отделение реабилитации молодых инвалидов — у них плазменные телевизоры, выход в Интернет. Да, они работают от полутора до 2 часов, но это помощь санитарам, разгрузка продуктов. Я не должен им платить. Ни у кого квартира за поступление в интернат не отбиралась. Вот слова этой женщины, которой что-то там кололи, — бред сумасшедшего! А другая дама — мне сегодня сказали старики, я сам не знал — она ходила по мужским палатам и предлагала себя, чтоб опохмелится. И они мне будут давать оценку?», — возмущён Логачев.

Для Седанкинского дома-интерната это уже не первый скандал. Репутацию подмочило бывшее руководство. В позапрошлом году экс-директор Юрий Синькевич, его заместитель и 5 сотрудников получили условные сроки за квартирные махинации. Суд признал, что администрация требовала от постояльцев в обмен на проживание в интернате передавать в дар квартиры. Новый директор про злоупотребления бывшего знает, но уверяет, что с тех пор в интернате многое изменилось в лучшую сторону. Учреждение едва ли не каждый месяц проверяют Росздравнадзор и прокуратура. Директор Логачев уверен, что и последняя проверка никаких махинаций и следов пыток не обнаружит. Он твердо намерен подавать в суд на газету «Арсеньевские вести» за клевету. Какое наказание ждет бунтовщиков-постояльцев — неизвестно.

Мнение:

Директор регионального общественного фонда помощи престарелым "Доброе дело", врач-геронтолог Эдуард Карюхин:

Типична ли история, произошедшая в Седанкинском доме-интернате для ветеранов?

– Такая ситуация довольно типична. Видимо, просто в этот раз произошло нечто такое, что вынудило престарелых людей к крайним мерам – бежать из этого социального учреждения, ставшего, видимо, тюремным по образу жизни. Многое зависит от способности администрации таких интернатов предупреждать подобные случаи. Часто в коллективах этих учреждений процветает грубость, права пожилых клиентов ущемляются. Здесь нужна не только мудрость руководства, но и нормативные решения, которые бы нормализовали внутренний устав и порядок жизни в этих учреждениях.

– Какова роль администрации домов-интернатов? Что представляют собой подобные учреждения?

– Это, по сути, закрытые учреждения, где директор является царем и богом – и для подопечных, и для сотрудников. Закрытость и бесправие приводят к таким вопиющим, страшным фактам.

– С какими нарушениями, допускаемыми руководством и персоналом домов престарелых, вам приходилось сталкиваться?

– Грубость персонала, скрытые и явные формы дискриминации. Это не выносится на общественное обозрение. В силу немощи, зависимости пожилых людей, они не могут предать это огласке.

– Что должны сделать власти для исправления ситуации?

– Геронтологи много лет говорят и пишут о том, что в стране нет представительства интересов пожилых людей на законодательном и исполнительном уровнях. Вообще отсутствуют структуры, которые призваны упорядочивать, гармонизировать жизнь пожилых людей – и в местном сообществе, и в государстве. Мы изучаем опыт зарубежных коллег, которые работают в интернатах для престарелых. Там имеются так называемые хартии, или декларации, прав подопечных социальных учреждений. У нас такой системы нет, поэтому творится то, что творится. То, что предается гласности – страшно. Но ведь очень много не менее страшного, о чем общество не знает.

По материалам: news.mail.ru и svobodanews.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ