Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Поддержка, помощь, уважение

Очень долго в нашей стране инвалиды были отброшены на обочину жизни, в общества глухих, слепых, в собесы или в лучшем случае в стены специализированных предприятий. В стройных рядах здоровых и бодрых строителей будущего места колясочникам и слабовидящим не было. С 1995 года изменение ситуации было провозглашено на общероссийском уровне. Целью государственной, а на местах - муниципальной политики в этом направлении стало обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных в Конституции Российской Федерации.

Публичный «экстрим» и кропотливая работа

Проехать по Калининграду в инвалидной коляске – такие акции регулярно предпринимают молодёжные активисты или журналисты. Личный эмоциональный опыт позволяет в буквальном смысле взглянуть на проблему с новой точки зрения – с высоты сидящего в кресле человека с ограниченными возможностями здоровья (так сейчас принято выражаться), а также привлечь внимание к проблеме. Чьё внимание? Первый запальчивый ответ: «Властей, конечно!»

И это верно. Инициативы общественников позволяют ускорить принятие организационных решений. Муниципальная программа обеспечения доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями в рамках плана мероприятий действует фактически с 2007 года. И для того, чтобы «не ломиться в открытые двери», давайте взглянем, по каким направлениям в Калининграде работа уже идёт, и многое уже сделано.

Глава Калининграда Александр Ярошук постоянно напоминает руководителям структурных подразделений о необходимости во всех проектах, осуществляемых в городе, - от новых строек до поощрения общественной активности, - в качестве обязательного условия учитывать интересы маломобильных групп населения. «Помощь тем, кому труднее – всегда была характерной чертой русского человека, - и поддерживать эту традицию особенно важно сейчас, в наше непростое и довольно жёсткое время», - говорит Александр Ярошук.

Самостоятельно, вместе со всеми

Одно из направлений программы - создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, городского транспорта, средствам связи и информации.

О том, чтобы улицы, тротуары, входы в учреждения, транспорт перестали быть непреодолимой полосой препятствий, нужно задумываться уже на стадии проектирования. С 2007 по 2010 год комитет архитектуры и строительства выдал разрешения на ввод в эксплуатацию 505 объектов с учетом доступности их для инвалидов, в том числе в 2010 году – 104. За казённым словом «объекты» скрываются больницы, поликлиники, магазины, школы, стадионы. Всё это становится менее неприступным для людей в колясках, на костылях, с белыми тростями.

Светофоры, издающие сигнальные «трели», давно стали привычными на тех улицах Калининграда, где чаще всего появляются слабовидящие. В первую очередь это окрестности здания общества слепых на Фрунзе. В 2011 году они появятся на перекрёстках проспектов Ленинского и Калинина, ул. Театральной и Гвардейского проспекта, Московского проспекта с Литовским валом и ул. Грига, улиц Гагарина и Куйбышева. Всего в рамках долгосрочной целевой программы до 2012 года в нашем городе «поющими» станут 20 перекрёстков.

Причем, отмечают специалисты, расширение доступности городской среды для маломобильных групп населения повышает и общий уровень комфортности. Иными словами, светофор с сигналом, пандус у крыльца, указатели полезны одновременно и мамам с детишками, и пенсионерам, и вообще – всем нам, без разделения на инвалидов и здоровых.

Что дальше?

Для расширения области доступности в 2010 году была проведена инвентаризация 305 социально значимых объектов. В ходе пристрастной проверки установлено: 55 из них имеют благоустроенную территорию, места для парковки транспорта инвалидов, 29 - пандусы и поручни; шесть оборудованы лифтами и подъемными устройствами, 180 - звуковой пожарной сигнализацией. Анализ в первую очередь дал возможность оценить «дружелюбность» муниципальных учреждений и предприятий для инвалидов, во-вторых – позволил определить дальнейшие действия на этом пути.

В этом году в двух учреждениях здравоохранения сделают ремонт и благоустройство территории, в пяти - установят специальные указатели. Девять больниц и поликлиник оборудуют пандусами, 10 - поручнями. Для удобства инвалидов-колясочников в поликлинике №1 расширят дверной проем.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья будут оборудованы медиацентры в школах №№ 10,14, 38, ресурсные центры по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на базе детских садов. Так, в детсаду № 57 в этом году уже открыта специализированная группа для детей, страдающих сахарным диабетом.

«Через 10 минут за вами приедет автобус»

Три десятка городских автобусов имеют аппарели для въезда инвалидных колясок. В городе уже сложилось ядро будущей разветвлённой сети для людей с ограниченными физическими возможностями. Это – следствие одного из требований конкурса на организацию перевозок пассажиров по маршрутам Калининграда.

Каждый день диспетчеры фирм-перевозчиков принимают заявки от колясочников, координируют действия экипажа по посадке-высадке инвалида, поддерживают с ним связь до возвращения. Телефоны диспетчерских и другие нюансы пользования транспортом людьми в колясках размещены на официальном сайте городской администрации www.klgd.ru - Хозяйство/ Транспорт и дороги в разделе «Информация для инвалидов-колясочников».

Кроме этого, транспортные услуги инвалидам оказывает муниципальный «Комплексный центр социального обслуживания населения». В Центре - три автомашины, оборудованные электрическими подъемниками для инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках. В 2010 году услугами службы перевозок они воспользовались 226 раз.

Давать не «рыбу», а «удочку»

При всех достоинствах благотворительности у неё есть существенный изъян – для части общества это некий «откуп». Гораздо более действенное направление – выделение муниципальных грантов, позволяющих самим инвалидам определять направления своей общественной активности.

В 2011 году 11 общественных организаций участвовали в конкурсе «Поддержка инвалидов – жителей города Калининграда» и получили муниципальные гранты на общую сумму 900 тысяч рублей. Ещё 300 тысяч рублей предоставлены номинации «Поддержка проектов, направленных на развитие творческих способностей граждан с ограниченными физическими возможностями и проведение реабилитационных мероприятий». Три проекта направлены на содействие занятости инвалидов, создание условий для овладения ремесленными навыками для обеспечения семьи.

Как отмечает и.о. заместителя главы администрации (по социальным вопросам) Алексей Силанов, решать проблемы, связанные с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, необходимо совместно и при участии всех заинтересованных структур. Выполнение запланированных мероприятий находится под строгим контролем – как общественности, так и главы Калининграда Александра Ярошука.

Оглянись вокруг себя!

Все городские административные структуры в числе прочих задач нацелены на последовательное расширение доступности зданий, транспорта, дорог и средств связи Калининграда для инвалидов. Но среди направлений работы одно, пожалуй, самое важное: формирование общественного сознания.

Можно привычно обвинять в бездействии безликие «власти» и считать, что от меня-то лично ничего не зависит.

А можно, паркуя автомобиль, также привычно посмотреть, не занял ли место инвалида, осталось ли достаточно места для проезда инвалидной коляски.

И всего-то нужно - оглянуться.

Встретимся на остановке!

Подробная инструкция о том, как инвалиду не ждать наугад автобус, размещена на сайте городской администрация в разделе www.klgd.ru - Хозяйство/ Транспорт и дороги в разделе «Информация для инвалидов-колясочников».

После звонка инвалида и определения возможности проезда по тому или иному маршруту, диспетчер пассажирского предприятия уточняет местоположение автобуса, оборудованного для перевозки людей с ограниченными возможностями, по приборам GPS/ГЛОНАСС-навигации, установленных на автобусах, связывается с водителем и сообщает ему название остановки, где его ожидает колясочник, а также место его высадки. Затем диспетчер информирует инвалида о времени прибытия оборудованного автобуса на данный остановочный пункт.

При приближении к остановке водитель предупреждает пассажиров о том, что необходимо освободить площадку в автобусе для заезда инвалидной коляски. На остановочном пункте водитель должен подъехать вплотную к бордюру и произвести посадку инвалида, при необходимости оказав ему содействие.

Обслуживание инвалидов-колясочников осуществляется в течение всего дня. Однако с учётом того, что максимальная наполняемость - с 7 до 9 часов, рекомендуется для более комфортного проезда планировать поездки с 9 до 16 часов.

Телефоны диспетчерских служб:

ООО «БалтАвтоЛайн» - 93-14-25,

ООО «ПАП» - 75-29-75,

ООО «Вест Лайн» - 93-04-84,

ЗАО «Анюй» - 91-43-62,

ООО «Зеленоградск-Транс» - 58-80-98,

ООО «Евролайн один» - 53-57-72, 53-36-70,

МКП «Калининград-ГорТранс» - 64-68-44, 60-50-75.

Информацию о маршрутах и обслуживающих их предприятиях можно также уточнить у специалистов транспортного отдела администрации по тел.: 92- 32- 23.

Алексей Тереньтьев

Источник: kaliningradka.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ