Архив:

Один день из жизни Никиты

Я хочу рассказать об одном дне из жизни семьи Никиты. Мальчику 7 лет, его маме 33 года. Ребенок растет в полной семье с диагнозом аутизм. Родители прикладывают массу усилий, чтобы их сын рос здоровым и счастливым.

С Никитой и его мамой Светланой я познакомилась на автобусной остановке. Два мальчика сидели на скамейке и разговаривали. Казалось бы, ничего странного, если бы каждый не говорил о своем, не слушая собеседника. Говорили они громко, люди обращали на них внимание, качали головами. Подошел автобус. Один из мальчиков в автобус не вошел, остался стоять перед открывшейся дверью. «А почему мальчик остался?» — спросил маму Никита.

«С нами тоже иногда так бывает, — рассказывала мне потом Светлана. — Сыну вдруг что-то не понравится — и мы остаемся, ждем следующего автобуса».

- Что такое аутизм?

Это комплексное заболевание, иногда с генетической патологией, врожденными нарушениями в обмене веществ, с отклонениями в поведении и общении, с задержкой в развитии, речи и интеллекте.

Утро

Утро в нашей семье начинается, как и в любой другой. Мы встаем, завтракаем, одеваемся. Пиктограммы я использую только для планирования всего дня. Самое удобное место для нашего плана дня находится на входной двери. Я рассказываю Никите, что нам сегодня предстоит сделать, какие места посетить. Если в плане нет какой-то картинки, он сам ее прикрепляет и довольный отправляется со мной по делам.

- Пиктограммы

Это черно-белые картинки, на которых схематично изображены разные предметы: ложка и тарелка — это прием пищи; подушка — сон; краски и кисточка — рисование. Таких пиктограмм необходимо как можно больше — на все действия ребенка в течение дня. Для аутичного ребенка это готовое руководство к действию. Со временем он привыкает к такому формату и сам находит карточку с пиктограммой того, что он хочет сказать или сделать.

День

Два раза в неделю Никита посещает частный детский сад. Там он занимается вместе с другими детьми, так же как они, готовится к школе, рисует, занимается спортом. Конечно, воспитатели знают, что мой Никита ребенок с особыми потребностями. Но и детский сад у нас необычный: в одну группу ходят дети разного возраста, с разным уровнем развития. Это не мешает посещать детский сад и совершенно здоровым детям. Педагогам удается воспитывать и обучать всех, не ущемляя ни здоровых ребят, ни детей с особыми потребностями.

Иногда приходится вносить изменения в распорядок дня сына. В последнее время делать это стало проще. А когда-то я обязательно носила с собой блокнотик, где рисовала схематично весь день и вносила необходимые изменения в виде рисунка. Когда Никита видит схему с изменениями, ему легче принять их и действовать уже по новому плану.

Однажды мы были на даче и нам пришлось срочно уехать, а игрушки остались в дачном домике. Никита решил, что он уезжает от своих игрушек навсегда, и стал плакать и кричать. Он успокоился только тогда, когда я нарисовала поезд, дом, его кроватку, солнце и опять поезд. Так он понял, что мы непременно вернемся на дачу.

Никита не воспринимает слова и очень часто забывает то, что еще недавно ему было ясно и понятно. Мне часто приходится напоминать ему его фамилию, но когда я показываю знак "кружок" — он сразу ее вспоминает (фамилия имеет в корне слово «круг»).

Каждый раз, когда мы приходим домой, мне надо напомнить Никите, что необходимо снять обувь и поставить ее на место. Если я этого не сделаю, он пойдет в обуви прямиком к своим игрушкам. Перед едой напоминаю о мытье рук. Я всегда рядом с ним.

Обучение

Никита может обучаться только индивидуально. Тем не менее для него важно, что и как делают дети в группе. Он им подражает. Бывает так, что он совершенно неожиданно делает то, чему его учили в детском саду. Но как совместить индивидуальные занятия с обязательным присутствием рядом других детей, я не знаю. К сожалению, на этот вопрос пока никто не может найти ответ. Но я постоянно езжу по школам и интересуюсь, есть ли какие-то возможности обучения моего сына в школе.

Дома я много занимаюсь с ним дополнительно. Еще два года назад мой мальчик мог только со злостью черкать карандашом по поверхности листа. Мелкая моторика была совсем не развита. А сейчас Никита старательно выводит палочки, пишет печатные буквы. Это наша с ним большая победа! Иногда ему не нравится или не хочется заниматься, тогда он рисует большой крест и я сразу понимаю: занятие пора заканчивать.

Никита посещает бассейн, занимается в общей группе, но тренер разрешает ему делать то, что он хочет. Десять минут Никита занимается вместе со всеми, но потом ему становится скучно и он барахтается в воде самостоятельно. А совсем недавно удивил нас всех — неожиданно без подготовки правильно выполнил сложное упражнение в воде!

Транспорт

Кажется, что самый простой способ привезти моего сына из одного места в другое — это сесть в свою машину и без проблем доехать до места назначения. Но я же понимаю, что мой мальчик растет и ему надо видеть людей не из окна автомобиля, а общаться с ними. Никите надо учиться, как пользоваться общественным транспортом, как ходить в магазины и кафе. Мы часто сталкиваемся с непониманием окружающих. Например, Никита не войдет в автобус, если занято его место у окна или в салоне слишком сильный неприятный запах. Признаюсь, сначала я очень стеснялась, когда мой сын начинал громко разговаривать или кричать в транспорте. Со временем стало легче — Никита теперь спокойнее и терпеливее.

Даже среди людей, которые знают об аутизме, бытует мнение, что аутичные дети не идут на контакт с другими детьми. У нас иной опыт. Никита часто подбегает к детям, радуется им, но он не знает, как с ними играть и общаться. И нередко они отталкивают его, потому что не понимают, что он от них хочет.

Питание

Никиту непросто накормить. У него есть любимые блюда, и если он их не получает, то может вообще отказаться от еды. Кроме того, прием пищи в его жизни связан с определенным местом. Например, котлеты он ест только в детском саду, картошку фри только в ресторане быстрого питания. Когда я пыталась приготовить фри дома, он видел, как я чищу картофель, и не смог смириться с тем, что из грязных клубней получается чистая и красивая «соломка». Каждое утро он пьет какао с печеньем "Селга". Хлеб только определенного сорта. И если кто-то в его присутствии дома ест нелюбимые им бутерброды, он начинает кричать. Они так ему не нравятся, что он не может спокойно реагировать даже на их вид.

Он очень любит пельмени, йогурт, кукурузные хлопья, но не все, а только определенных производителей. Это его основной рацион. Я понимаю, он очень скуден, но что делать, если другого мальчик не ест?..

Меня очень радует, когда Никита сам делает покупки, но для этого надо обязательно дать ему ровные деньги и, конечно же, самой находиться неподалеку, если вдруг мальчика не поймет продавец. Самостоятельный шопинг ему очень нравится.

Вечер

Вечером мы с Никитой обычно тренируем мелкую моторику рук. Это могут быть занятия по специальным пособиям или рабочим тетрадям. Мы много рисуем, клеим, режем ножницами.

Есть у Никиты одно очень значимое для него увлечение — это железная дорога. Половину его комнаты занимает игрушечное железнодорожное полотно с домиками, станциями, вагонами и маленькими человечками. Он может подолгу играть с ними. Это его мир. Кроме того, на книжной полке в его комнате стоят книги, журналы, энциклопедии про железную дорогу. Ему очень нравится гулять по железнодорожному музею и по центральному вокзалу. Его давнишняя мечта поехать в Москву на настоящем поезде — ведь внутри вагона можно даже спать! Узкоколейные дороги в Вентспилсе и Гулбене исследованы нами вдоль и поперек. Это незабываемые поездки для всей семьи.

День заканчивается игрой с железной дорогой, просмотром мультфильма или чтением любимой книжки.

Светлана пожелала всем родителям детей-аутистов здоровья. Ведь в борьбе за своего ребенка важно сохранять силы, энергию и не потерять себя. И призывает такие семьи держаться вместе, встречаться для общения и вместе строить будущее для своих любимых детей - www.autisms.lv.

Гузель Иванова

Источник: lublu.lv

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ