Архив:

Льготы для инвалидов. На что имеют право люди с ограниченными возможностями здоровья

В массовом порядке несчастных, обездоленных людей лишают тех льгот, на которые они имеют полное право. Не всегда это злой умысел, много путаницы в законах, где-то не хватает денег. Но тем, кого обидела судьба, от этого не легче.

Светлана Кривошеева из Воронежа давно могла бы жить в собственной квартире. А вместо этого 17 лет ютится с сыном в комнате общежития, из которого их могут выселить в любой момент. После детского дома и школы-интерната ей, как круглой сироте, должны были предоставить жильe.

Но чиновники потребовали, чтобы Светлана сперва доказала, что она сирота. В личном деле не хватало одной бумажки - лишения матери родительских прав. Несколько лет Светлана пыталась найти мать, которую никогда не видела, и отыскать документ, который не теряла. А когда сироте исполнилось 23 года, ей объявили, что можно прекратить поиски. В этом возрасте льготную квартиру уже не дадут. Сейчас ей 39, у неe сын-астматик и мрачная перспектива оказаться на улице.

Светлана Кривошеева: "17 лет я хожу, прошу: "Пожалуйста, дайте мне то, что мне положено". Мне не надо большего. Я не прошу ничего, просто элементарные человеческие условия".

Житель Ульяновска Евгений Иванов тоже хотел самого элементарного. Получить высшее образование и хорошую работу, несмотря на диагноз рассеянный склероз и вторую группу инвалидности. Но отделение для инвалидов в университете, где он учился, закрыли. С автозавода, где он работал, уволили из-за нетрудоспособности. Вот уже 4 года Евгений стоит на бирже труда. В таких, как он, работодатели не заинтересованы. Ему всего 27 лет, он живeт на пособие по инвалидности - это 3600 рублей. Чтобы не впасть в уныние, работу даeт себе сам. Сейчас затеял дома ремонт.

Евгений Иванов: "Когда только меня уволили с автозавода, я не знал, что делать. А сейчас у меня если какое-то отчаяние и бывает, то я как-то его приглушаю. Я просто нахожу себе работу, и я еe делаю".

Плохое зрение не помешало Сергею из Тюмени получить высшее образование. Он дипломированный социальный педагог. Но найти работу по специальности инвалид второй группы в городе не смог. По закону он имеет право на особые условия труда - короткий рабочий день и полную зарплату. Поэтому работодатели всеми правдами и не правдами находят предлог отказать инвалиду. Долгое время Сергею приходилось скрывать свои проблемы со здоровьем и работать нелегально. Мусорщиком, потом консьержем. Пока наконец не нашeл вакансию, где никого не смутили его особенности, - в городском отделении общества инвалидов.

Сергей Майстренко: "Многие из моих знакомых, друзей до сих пор, как бы, вытаскивают мусор, работают консьержами, а то и вообще не работают ещe. Люди с образованием, с высокими квалификациями. Сидят дома. Либо сидят дома, либо нелегально работают".

Право на труд есть у каждого. Как и право на образование. Таких, как Саша Кандеечкин, в нашей стране больше нет. У 14-летнего мальчика редчайшее заболевание - полиорганное поражение внутренних органов. Он не может ходить в школу, но очень хочет учиться. По закону школьные педагоги должны приходить к нему домой. Но не приходят. Должны заниматься с ним 15 часов в неделю, но за год у него не было ни одного урока.

Александр Кандеечкин: "У меня есть большая цель, которая требует от меня огромных знаний и образования. Но, к сожалению, учителя не желают утолить мою жажду знаний. Просто они не желают и всe".

Его мама обошла все ближайшие школы. Уговаривала учителей, просила их, угрожала. Но везде наталкивалась на равнодушие.

Елена Кандеечкина: "Мне сказала одна учительница: пойдeшь жаловаться, я приеду с гнойной ангиной к тебе, не предупрежу, у меня всe время гнойная ангина, приду, заражу ребeнка и будешь лежать в больнице, а не дома".

Саша мечтает вылечиться и стать священником. Пытается заниматься самостоятельно, читает учебники, решает задачи. Без преподавателей получается не очень, а денег на репетиторов в этой семье нет. "Я уже семиклассник, - говорит Саша, - а почерк корявый, как у первоклашки". В этом юном возрасте он уже понял, что может уповать только на Бога и на себя. И каждый день садится за учебники, чтобы хоть на шаг приблизиться к своей мечте - стать полезным человеком.

Ведущий: Как власти должны облегчать жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья, растолкует координатор общественного движения инвалидов Сергей Новиков. Давайте разберем разные сферы жизни. Есть ли льготы на получение жилья или какие-то повышенные нормы выделения площади?

Гость: Новый Жилищный кодекс в соответствии со статьей Конституции предоставляет жилье государственное муниципальное не инвалидам, а только бедным. То есть инвалид может встать на очередь, на учет, на очередь по улучшению жилплощади только в том случае, если предоставляются справки о том, что у него недостаточные доходы.

Ведущий: А квартплата у инвалидов обычная или какая-то пониженная?

Гость: Вообще говоря, по 17-й статье закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", федеральный закон № 181, эта квартплата должна составлять половину от общей. В ряде регионов местные власти, пользуясь тем, что многие инвалиды проживают в приватизированных квартирах, пытаются трактовать так, что, если человек квартиру приватизировал, он этой льготы лишается. Это не совсем правильно".

Ведущий: А вообще забота об инвалидах - это дело федеральных властей или местных, или они как-то делят это?

Гость: Они это делят. Вот, в частности, транспортные льготы - это целиком сейчас дело регионов.

Ведущий: То есть они могут предоставлять, а могут не предоставлять, да?

Гость: Совершенно верно. Поэтому, скажем, в Москве я могу ездить бесплатно. Но стоит мне приехать, скажем, во Владимирскую, в Тверскую, в Рязанскую область, я там становлюсь иностранцем и должен платить полную стоимость за проезд общественным и пригородным транспортом.

Ведущий: Есть ли у инвалидов какие-то привилегии при оплате налогов, таможенных пошлин и так далее?

Гость: Да, есть. Например, владельцы приватизированных квартир не платят налог на собственников.

Ведущий: Это если они собственники, да?

Гость: Да, если они считаются собственниками своих приватизированных квартир. Таких вообще льгот очень много. Есть, например, льготы на совершение определенных нотариальных операций. Ну, есть еще целый ряд, тут можно очень много перечислять.

Ведущий: Может ли человек с ограниченными возможностями здоровья рассчитывать на какие-то послабления или привилегии, особые условия при приеме в вуз, в техникум или на работу?

Гость: Да, в данный момент существует такой режим, при котором, если человек поступает в высшее или среднее учебное заведение и сдает экзамены на удовлетворительные оценки, он должен быть зачислен по конкурсу. Правда, сейчас для этого требуется предоставить в приемную комиссию индивидуальную программу реабилитации, где сказано, что данному инвалиду не противопоказано, скажем, обучение в данном вузе.

Ведущий: Поступает человек с ограниченными возможностями здоровья на работу. Может ли он рассчитывать на то, что к нему отнесутся благосклоннее, сделают скидку на его особенности?

Гость: Понимаете, непосредственных скидок для человека нет. Есть скидки для предприятий, есть определенные льготы для предприятий. Ну, во-первых, это налоговые льготы, которые предоставляются предприятиям с числом занятых инвалидов более 50%.

Ведущий: В чем особенности обслуживания инвалидов в медицинских учреждениях, в поликлиниках, больницах? Есть ли такие особенности вообще?

Гость: Таких особенностей нет. Если не считать вот эту самую систему дополнительного лекарственного обеспечения. Ряд медикаментов инвалидам из федерального перечня, который утверждается каждый год, инвалиды могут получать бесплатно.

Репортаж Виктора Аверина

Источник: http://www.1tv.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ