Архив:

Надежда - их компас земной

Знаете, как несет сноп горожанка, волею случая оказавшаяся в деревне? Перекидывает через плечо и тащит. А вспомнилась эта однажды подсмотренная сценка на вечере, посвященном 15-летию мурманского клуба родителей и детей-инвалидов «Надежда». Между рядами кресел пробиралась худенькая молодая мама, через плечо у нее была перекинута, будто снопик, белокурая плотненькая девчушка лет семи. Видно было, что нести на руках не под силу. Усевшись на место рядом с такими же по возрасту мамочками, она стала что-то рассказывать о детском садике, куда возит дочку, о работе. Со стороны посмотреть: обычные молодые женщины беседуют о чем-то о своем. Только в глазах льдинкой застыла тревога...

- Не секрет, что каждой из нас врачи предлагали отказаться от ребенка. Объясняли, как трудно будет с ним, но мы этого просто не могли, не хотели понимать. Как от своей крохи отказаться?! Ты же долгих девять месяцев носила ее под сердцем, разговаривала с ней, пела песенки и, несмотря на неутешительные прогнозы врачей, все равно верила в лучшее. Материнский инстинкт, он сильнее страхов. Не редкость, когда отцы не выдерживают - запивают, уходят из семьи. Но не все такие слабые. Есть примеры, когда на наших одиноких мамах женились настоящие мужчины, и детки становились им роднее родных, - рассказывала мне руководитель клуба Валентина Кислякова.

Не по призванию - по необходимости создала и возглавила она это общественное объединение. Ее доченьке уже 22, а мама все так же носит ее на руках, таскает на четвертый этаж, моет, как малышку, в ванне и боится: силы, физические, уже на исходе, быть может, скоро она не сможет поднять своего большого ребенка. И что тогда делать? Кому будут нужны они обе, слабые и беззащитные?

...Праздничный концерт еще не закончился, а из зала потихоньку потянулись мамы с детьми. Одной рукой они толкали коляски, а другой придерживали подуставших ребятишек. Те заваливались набок и закрывали глаза.

- Устал, мой милый, жарко тебе, потерпи немного, - уговаривала сына Галина Меркулова. Восемнадцатилетний Алеша улыбался маме, пытаясь что-то ей сказать, она вытирала платком потный лоб ребенка и помогала ему выпрямиться. А он все льнул к ее коленям, пытаясь найти удобное положение.
Муж Галины Митрофановны три года назад умер, она работает фрезеровщицей на 35-м судоремонтном заводе. Но вряд ли у нее была бы возможность трудиться, если бы Алешу не взяли в коррекционную школу № 1. Как и многие мамы ребятишек с ограниченными возможностями, она каждое утро спешит на автобус, который в определенные часы подъезжает к подъезду и везет сына на занятия, а вечером привозит домой.

В середине девяностых Валентина Кислякова поставила вопрос перед мэром Мурманска: нам специализированный детсад необходим как воздух. Прожить на пособие невозможно, мамам надо работать, а с кем оставить ребенка? И рассказала, что сама вынуждена нанимать няню, отдавая ей всю свою зарплату. Да и не в деньгах дело. Нянечки попадаются бессовестные, то бросят девочку на улице, то к кроватке привяжут... Олег Найденов пообещал помочь и слово сдержал.

Помню, как мы сидели на торжественном открытии детсада. Счастливые ребятишки показывали сказку «Репка». Мы, люди приглашенные, со стороны, наблюдая их старания, готовы были разрыдаться от острой жалости. Поверьте, видеть, как маленькие артисты с диагнозом ДЦП двигаются по сцене, изображая сказочных героев, было невероятно тяжело и больно. Говорят, сострадание очищает душу, но, помню, мне было даже трудно дышать. А хлопали мы с такой силой, как не аплодировали, наверное, самым известным знаменитостям.

Олег Петрович сидел чуть впереди, и я видела, что и он с трудом сдерживает слезы, и была благодарна ему за такую человеческую слабость. После спектакля, скрывая волнение, Найденов пообещал, что будут в Мурманске детсады и школы, автобусы и пандусы для ребят с ограниченными возможностями, чтобы не чувствовали они себя чужими в родном городе. К сожалению, не всем планам первого мурманского мэра суждено было исполниться - слишком рано оборвалась его жизнь.

Сегодня в областном центре открыта не одна специализированная школа и два детсада, для доставки туда ребят выделены автобусы и «газель». И даже кое-где появились пандусы, правда, пока считанные единицы. И я уверена, дело вовсе не в деньгах, а в отношении чиновников, строителей и всевозможных предпринимателей, которые открывают свои «точки» для всех, кроме инвалидов. Даже писать объявление «Вход инвалидам воспрещен» не надо, и так все ясно.

Свое 15-летие «Надежда» праздновала в зале музучилища, на крыльцо ребят вносили, как всегда, мамы. Через несколько дней состоялась предновогодняя дискотека для молодых инвалидов в «Меридиане», в котором также нет ни пандусов, ни других приспособлений, чтобы гости сами преодолевали ступени и пороги. Спасибо курсантам мореходки: они пришли на помощь, на руках втаскивали колясочников на третий этаж. Поэтому, когда кто-то с трибуны высокопарно заявляет, что Мурманск - город высокой культуры, мне хочется «выключить звук». Разве понятие «культура» не предполагает сострадание к слабым и обездоленным?

«Мы взрослеем вместе со своими детьми» - заметила в разговоре со мной Валентина Кислякова. Я не сразу поняла, что эта мудрая женщина имеет в виду.

- Вчера им необходимы были специализированные детсады и школы, и мы добивались их открытия. Сегодня понимаем, что нужны центры дневного пребывания для молодых инвалидов, где они могли бы общаться, получать необходимые навыки, учиться полезному ремеслу. Но и этого недостаточно. Жизнь подсказывает: запаздываем с открытием социальных домов для инвалидов. Их даже в проекте нет, в региональных программах о них - ни строчки.

Я понимаю, почему эта тема так болезненна для Кисляковой. Только в этом году после смерти трех мам из клуба «Надежда» осиротели их дети. И хотя по возрасту они вроде бы люди взрослые, но возможности, психические или физические, для адаптации в обществе у них ограничены. Их никто не возьмет на работу, а жить на пенсию инвалида - значит, систематически недоедать. Что ждет этих взрослых детей? Психоневрологические интернаты и дома для престарелых, но даже туда - многолетние очереди.

- За примерами далеко ходить не надо, - продолжает разговор Валентина Михайловна. - Взять нашу Олесю Котаменкову, у этой симпатичной умненькой девушки очень нелегкая судьба. Сейчас она живет в Мурманском доме-интернате для ветеранов и инвалидов. Представляете, каково ей там? Хочется ведь в молодом возрасте и собственную комнату иметь, и личную жизнь устроить. Вот для этого и нужны социальные дома квартирного типа, где были бы нормальные условия для жизни, лифт, пандусы и обязательно - медперсонал и соцработник. Но об этом-то никто, кроме нас, мам детей-инвалидов, похоже, даже не задумывается.

- Да, остается лишь позавидовать молодым людям с ограниченными возможностям, которые живут в городе Янтарный в Калининградской области: там такой социальный дом на 60 квартир уже есть. А у нас в Мурманске даже центр дневного пребывания для молодых инвалидов только в планах, и рассчитан он лишь на 35 мест. Этого, конечно же, недостаточно. Зато отличный социальный дом для престарелых и инвалидов, построенный в Североморске, до сих пор не заполнен. Может, стоит и вам присоединиться к решению этого вопроса, дать свои предложения в региональное министерство социального развития? Вам, как члену областной общественной палаты, и карты в руки.

- Именно для решения таких злободневных вопросов и делегировали меня наши родители в эту организацию.

В клубе «Надежда» всегда многолюдно. Пока младшие ребята занимаются в детсаду и школе, старшие собираются на «базе». Здесь в небольшом помещении и «штаб» - проходная комнатка-офис руководителя, и мастерская, она же столовая, и кухонька, где мамы готовят простенькие завтраки-обеды. За длинными столами творят молодые дарования. Увидеть их произведения мне довелось на выставке, посвященной дню рождения «Надежды».

Чего там только не было: роспись по стеклу, работы, выполненные способом пескографии (рисунки песком на стекле), станкового бисероплетения, батики, вышивки!.. От многих из них просто глаз не оторвать, тем более когда знаешь, что авторы этих прекрасных работ молодые ребята, которым медицина поставила самые сложные диагнозы.

В клубе же у меня появилась возможность понаблюдать за самим творческим процессом. Наташа Грищенкова старательно отбирала разноцветный бисер для новой работы. Дима Шарапов, который владеет различными жанрами, раздумывал, над чем он теперь будет трудиться. Сережа Гасюков, автор тончайших батиков «Шарфики», искал сюжеты для своих будущих произведений. Все они охотно делились своими замыслами.

Разговор прервало появление двух гостей с большими коробками в руках. Из них выглядывали празднично оформленные фруктовые наборы.

- От кого подарки? - поинтересовалась Валентина Михайловна.

- От Алика, - с улыбкой ответил черноволосый юноша. - Всегда приятно делать подарки детям и хорошим людям.

Более 170 вкусных наборов привезли в тот предновогодний день посланцы от мурманчанина Алика, который пожелал остаться неизвестным. Их развезли по школам и детсадам для детей «Надежды» и вручили каждому в руки. Не успели уйти гости, как зазвонил телефон. Руководство УВД приглашало ребят на новогоднее представление в кукольный театр.

- Эх, мастерскую бы нам, - заговорили подошедшие родители. - Чтобы наши дети могли по-настоящему овладевать ремеслами.

- А может, и продавать свои поделки, - добавил кто-то. - Пусть бы учились зарабатывать, и деньги бы им не помешали.

- Мы бы могли потратить их на закупку материалов. Сейчас на это идут деньги из гранта, который получил клуб. А так бы мы могли потратить их на развитие клуба.

- Очень мы благодарны компании «Мир Сладостей». Его директор Андрей Петров всегда дарит нашим детям что-нибудь вкусненькое. Благодаря ему у нас появились и компьютеры, а сейчас он пообещал оборудовать нам комнату отдыха с домашним кинотеатром.

Кстати, за последние три года общественная организация «Надежда» получила три президентских гранта. Это высокое признание ее успехов и возможность не останавливаться на достигнутом. Хрупкие и такие сильные духом женщины объединились вместе, чтобы спасти своих детей и подарить им завтрашний день. Даже тем, в чье будущее не верили эскулапы. Материнская любовь способна творить чудеса. Это действительно люди особого склада. Им бы только помогать надо - не раз в году, в декаду инвалидов, а постоянно, всегда. Чтобы каждая из мам, как сказала на праздничном вечере Валентина Кислякова, «могла собрать всю свою волю и любить своего ребенка таким, какой он есть».

Людмила Лопатко

Источник: http://www.mvestnik.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ