Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Благими намерениями...

Власти Москвы приступили к использованию экспериментальных методов в сфере обустройства города для людей с ограниченными возможностями. На нескольких центральных улицах столицы ступени подземных переходов покрыли толстым слоем красной и желтой каменной крошки. Это вроде бы должно облегчить передвижение слабовидящих и незрячих горожан. Сами инвалиды замечают, что редко кто из них добирается до центра, инициативу стоило бы применить и в жилых районах.

Но больший интерес вызывает то, как отразятся на людях с ограниченными возможностями планы по замене покрытия тротуаров с асфальта на плитку. Эксперты опасаются, что, несмотря на огромные выделенные средства, работы по укладке будут проведены некачественно, что осложнит передвижение колясочников по городу.

Московские коммунальщики реализуют эксперимент по приспособлению города к нуждам людей с ограниченными возможностями. Ступени подземного пешеходного перехода на Тверской улице около мэрии покрыли толстым слоем красной и желтой каменной крошки. Так же, как и тактильная плитка, новое покрытие на внешней стороне ступеней и на площадках призвано облегчить жизнь слабовидящих и незрячих людей. Желтым цветом отмечается начало и конец спуска, а красный не дает поскользнуться и упасть. Последнее, отмечают в компании-разработчике, будет особенно полезно в гололед. За экспериментом следит ГУП «Гормост», в случае удачных итогов все переходы города оснастят подобным покрытием. Пока есть еще четыре таких перехода, два из которых находятся на Новом Арбате и еще два в районе станции «Тургеневская». Эксперимент проводится за счет разработчика технологии.

Менеджер проектов по трудоустройству Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков замечает, что инициатива коммунальных служб может стать хорошей практикой, главное, чтобы она не завершилась показной работой в центре, в тех местах, куда выходят окна властных кабинетов. Возможно, подобные вещи стоило бы опробовать в жилых районах. Мало кто из инвалидов может добраться до центра и почувствовать, насколько удобен обновленный переход. «Столица, конечно, становится удобнее для горожан с ограниченными возможностями, но качество исполнения сильно хромает, - говорит «НИ» Михаил Новиков. - Например, только 10% пандусов установлено по всем правилам».

Новые волнения в среде инвалидов вызывают планы властей покрыть тротуары в пределах Садового кольца плиткой, а не асфальтом. Всероссийское объединение инвалидов уже заявило, что подобные инициативы властей могут стать небезопасными. Плитка слишком скользкая, и передвижение людей с ограниченными возможностями может быть затруднено. Насколько скользким в зимнее время станет центр Москвы, интересуются и здоровые граждане. Возмущены инициативой коммунальщиков и москвички, недолюбливающие Старый Арбат и Столешников переулок как раз за то, что там выложена плитка, по которой неудобно ходить на каблуках.

Эксперты считают, что при современных технологиях город может позволить себе закупить «достаточно шершавые» материалы, с которыми коэффициент трения будет выше, чем с асфальтом. Замдиректора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев замечает, что сегодня рынок дорожных материалов довольно агрессивный, и при публичном конкурсе на закупку город может найти подходящий и недорогой материал. В этом году до 25 октября планируют сделать «плиточными» более 1,1 млн. квадратных метров тротуаров. Для этих целей выделили четыре млрд. рублей. Квадратный метр, согласно опубликованным тендерам на работы, будет стоить около 3,3 тыс. рублей. В компаниях, занимающихся укладкой плитки, стоимость одного квадратного метра оценивают в 1,5 тыс. рублей. Заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение «Кольцевые магистрали». От победителей конкурсов требуется не только уложить плитку, но и освободить территорию от асфальта и иметь согласование Федеральной службы охраны. От плитки требуется гарантийный срок в три года.

Завкафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного института Владимир Носов уверен, что плитка прослужит и дольше. «Асфальт быстро растрескивается. Он быстро стареет, появляются возрастные трещины, - рассказывает «НИ» эксперт. - В городе часто возникает потребность заменить подземные коммуникации. Плитка легко убирается. Асфальт же приходится класть новый. Расходы на содержание у плитки меньше». К тому же и градостроители, и чиновники ратуют за эстетичный вид нового покрытия. Серые и коричневые плиточки в отличие от деформирующегося в жару асфальта помогут приблизить образ Москвы к европейским городам.

По мнению Владилена Прокофьева, инвестиции города со временем возможно окупятся, но претензии могут возникнуть из-за плохого качества работ. «Необходимо ввести технологию укладки и жесткий контроль над работами. При правильных методах проблем с эксплуатацией или обслуживанием не возникнет», - полагает г-н Прокофьев. Пример Старого Арбата, где плитка существует давно, и ее уже не раз меняли, эксперты объясняют некачественной работой подрядчика. На их взгляд, власти должны были сделать выводы. Михаил Новиков надежды на это почти не питает. «У нас сколько уже кладут тактильную плитку. Но до сих пор нередки случаи, когда на стыках она не совпадает, и это никого из коммунальщиков не волнует. Даже на многострадальном Старом Арбате и в Столешниковом переулке плитка местами «плывет» и чинить ее некому, можно представить, что будет с менее популярными улочками и тротуарами», - замечает сотрудник «Перспективы».

Мария Морозова

Источник: newizv.ru