Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Жизнь без ограничений

Интеграция детей-инвалидов в социальную среду - всегда непростая задача, тем более если речь идет о многомиллионном мегаполисе. В ближайшее время столица умножит свои усилия по решению этой проблемы. Мэр Москвы Сергей Собянин уверен, что в каждом районе города должны быть открыты специализированные школы для детей с ограниченными возможностями, а также увеличено финансирование обучения таких детей.

По данным департамента социальной защиты города Москвы, еще в прошлом году в столице было 27,8 тысячи детей с ограниченными возможностями. К сожалению, эти цифры, хоть и незначительно, но увеличиваются. Уже сегодня в Москве проживает 28,033 тысячи детей-инвалидов. Из них порядка 700 детей - слабовидящие и слепые, 800 - глухие и слабослышащие, 1200 - инвалиды с патологией опорно-двигательного аппарата, 4200 - инвалиды вследствие ДЦП.

В столице сейчас действуют 17 отделений и 8 центров социальной реабилитации. В их задачи входит социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-культурная реабилитация, а также социально-бытовая адаптация и физкультурно-оздоровительные программы.

Для тех детей, которым важно "ощущение дома", при социальных реабилитационных центрах для несовершеннолетних открываются отделения дневного пребывания. По словам руководителя департамента социальной защиты населения Москвы Владимира Петросяна, с 1 апреля такие отделения заработали в полном объеме во всех реабилитационных центрах. Родители могут оставлять здесь детей на дневное время, а вечером забирать домой. По словам Петросяна, раньше такие отделения были созданы на базе детских домов, но их было очень мало, поэтому департамент решил значительно увеличить их количество.

Мы живем в век высоких технологий, и многие из них могут облегчить жизнь детей с ограниченными возможностями. Технические новинки сегодня играют значительную роль и в деле их реабилитации. На базе Московского центра технических средств реабилитации открыт Ресурсный центр для инвалидов. В нем можно ознакомиться с современными, удобными и качественными новинками средств реабилитации для различных групп инвалидов, в том числе и детей.

Обучение детей-инвалидов - это одно из важнейших условий их интеграции в общество. По данным департамента социальной защиты населения Москвы, в настоящее время всего 17 тысяч детей-инвалидов охвачены образовательным процессом. Из них около трех тысяч детей учатся на дому. Дошколят сегодня принимают в специализированные детские сады, лекотеки, группы кратковременного пребывания, детей-инвалидов школьного возраста - в коррекционные учебные заведения, школы с включенным образованием. Также они могут обучаться дистанционно, на дому, в школах-интернатах, школах санаторного типа.

Заявление о необходимости интенсификации работы по реабилитации и интеграции инвалидов в нормальную жизнь стало одним из первых, сделанных мэром Москвы по утверждении его в должности, а встреча с представителями обществ инвалидов - одной из первых встреч. По мнению Сергея Собянина, сейчас необходимо больше внимания уделять обучению детей-инвалидов, их включению в обычную социальную среду. "Мы сегодня работаем над тем, чтобы создать в каждом районе города специализированные школы для обучения таких детей", - заявил мэр. Кроме того, крайне важно, чтобы обычная школа была заинтересована интегрировать ребенка-инвалида в нормальную социальную среду. Дети должны обучаться не только в специализированных школах, но и в школах с инклюзивным принципом: там, где вместе с обычными школьниками образование получают и дети с ограниченными возможностями. Сегодня правительство Москвы прорабатывает вопрос увеличения финансирования, направляемого на обучение ребенка с ограниченными возможностями, считает столичный градоначальник.

Справка

Сегодня в городе функционируют 53 школы коррекционного типа, 227 детских садов и 23 начальные школы компенсирующего вида. В 93 московских школах и 91 детском саду внедрено инклюзивное образование. Сегодня там учатся и воспитываются 900 детей-инвалидов. В 73 колледжах также обучаются 1,34 тыс. детей-инвалидов. Всего в настоящее время 17 тыс. детей-инвалидов охвачено образовательным процессом, в том числе 2,8 тыс. на дому. По итогам реализации комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы" на 2011 год количество детей-инвалидов, охваченных воспитанием и образованием, будет увеличено до 18 тыс. человек.

Алиса Толстова

Источник: izvestia.ru