Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Удобный для жизни

Власти повернули город лицом к маломобильным гражданам

Московское правительство приняло "Стратегию повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года". В частности, планируется увеличить число объектов, доступных для тех, кто испытывает трудности с передвижением. Обязательным условием строительства любых объектов является оборудование его специальными приспособлениями, чтобы инвалиды могли пользоваться ими. Кроме того, на стадии планирования предполагается привлекать маломобильных граждан для консультаций.

О том, что город надо сделать более приспособленным для людей с ограниченными физическими возможностями, говорится давно. Неоднократно делались попытки что-то соорудить в пользу таких людей. Например, автобусы с выдвижными площадками, чтобы колясочникам было легче закатываться внутрь. Но инвалидов в автобусах больше не стало. Как оказалось, высота бордюра не соответствует высоте выдвижной площадки. В некоторых подземных переходах соорудили лифты для тех, кому тяжело передвигаться по лестнице. При этом лифты отличаются довольно сложной системой управления. Вначале надо нажать кнопку и подождать специально обученного человека, который должен прийти, отпереть лифт, завести туда инвалида и поднять его или спустить. Но очень быстро эти лифты оказались заброшенными, расписанными граффити, а специально обученный человек, видимо, нашел другую работу. По крайней мере, увидеть инвалида, пользующегося таким лифтом, фактически нереально. Так что пока верхом заботы об инвалидах на улицах остаются железные сварные сходни в подземных переходах, а также желтая ребристая плитка на тротуарах, заканчивающаяся в самых неожиданных местах.

Впрочем, по информации столичного правительства, дело мало-помалу сдвигается с мертвой точки. Так, в 2010 году больше половины общественных зданий были полностью или частично приспособлены для нужд людей с ограниченными возможностями передвижения, также они были учтены при проектировании особо охраняемых природных территорий, а в городских парках для инвалидов продолжили приспосабливать туалеты. Кроме того, в жилых домах установлено более 1,2 тыс. подъемных платформ для инвалидов. Около 500 из них оборудованы в 2010 году средствами диспетчерского контроля.

С учетом потребностей инвалидов развивается дорожно-транспортная инфраструктура города: обеспеченность маршрутов наземного пассажирского транспорта низкопольным подвижным составом составляет около 30% (в 2010 году закуплены 462 низкопольных троллейбуса, автобуса и трамвая), более 14% светофоров оборудованы электронными устройствами для лиц с проблемами слуха и зрения. Кроме того, в городе развивается служба социального такси, в прошлом году она выполнила более 170 тыс. заявок. Не забыли и про подземку - лифтовыми кабинами оснащены 11 станций Московского метрополитена и 6 станций монорельсовой транспортной системы. Подавляющее большинство станций оборудовано системой звукового оповещения о прибытии поезда "сигнал-гонг".

В этом году заботы об инвалидах станет еще больше, обещают в мэрии. Для них приспособят еще 5,6 тыс. зданий и 38 общественных туалетов. Еще 1,2 тыс. светофоров будут оборудованы звуковым сопровождением. Направления работы по приспособлению городской среды для инвалидов, реализуемые в городе, включают в себя установку пандусов на лестницах, подъемных платформ в жилых домах, расширение работы социального такси. На эти цели из городского бюджета выделяется более 2,5 млрд целевых бюджетных средств, или 59% от общего объема целевого бюджетного финансирования мероприятий по социальной интеграции инвалидов.

Отдельная тема - занятость инвалидов. В столице 240 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тысяч из них могут работать, однако в реальности работает лишь половина, по крайней мере официально. Что делать с остальными - больной вопрос. Многие из этих людей очень нуждаются и готовы заниматься практически чем угодно. В этом году на предприятиях малого бизнеса в Москве может быть создано более тысячи новых рабочих мест, еще 600 мест - на предприятиях, использующих труд инвалидов. Кстати, 12,5 тыс. человек нужны специально оборудованные места. Кроме того, планируется открыть центр профессиональной подготовки инвалидов на 800 мест. На базе детских домов-интернатов N 15, 28 и в Центре реабилитации для детей-инвалидов "Южное Бутово" открыты реабилитационные отделения дневного пребывания на 20 мест каждое. Это даст возможность родителям детей-инвалидов с тяжелыми отклонениями в умственном и физическом развитии совмещать работу и воспитание детей, нуждающихся в постоянном уходе. В прошлом году в этих центрах уже прошли курс реабилитации 188 детей.

Обеспечение инвалидов колясками и другими "техническими средствами реабилитации" - еще один очень важный вопрос, который власти пытаются решить. Помимо выдачи таких средств, в каждом округе города организованы пункты их проката. В 2010 году 63 тыс. инвалидов за счет средств федерального бюджета были обеспечены техническими средствами реабилитации различного назначения, включая высокотехнологичные. Кроме того, 43,2 тысячи инвалидов обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств городского бюджета. Одновременно департаментом в 2010 году были выплачены денежные компенсации 12 тысячам инвалидов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия на сумму 370 млн рублей.

Справка

Сейчас в Москве проживает 1 млн 200 тыс. инвалидов, из них 15,1 тыс. - слабовидящие и слепые, 6,5 тыс. - глухие и слабослышащие, 21,9 тыс. - инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата, 5,9 тыс. - инвалиды вследствие ДЦП, 38,6 тыс. - инвалиды вследствие психических расстройств, 7,5 тыс. человек используют для передвижения кресло-коляску.

Борис Матвеев

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ