Архив:

Знать чернобыльцев в лицо

Двадцать шестого апреля исполнилось 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Незадолго до скорбного юбилея в Госсовете УР прошел круглый стол на тему «Медицинское обслуживание граждан, подвергшихся воздействию радиации, проблемы и перспективы». Круглый стол вела Светлана Кривилева, заместитель Председателя Госсовета УР - председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике.

«Все ли делают власти для людей, подвергшихся радиации?» - сформулировал основной вопрос круглого стола Александр Соловьев, Председатель Госсовета УР. В республике проживает две с половиной тысячи ликвидаторов радиационных аварий, в том числе 310 инвалидов, пострадавших от радиации. «Низкий поклон им за мужество и самоотверженность. А тем, кто приехал на круглый стол, - активной работы», - пожелал Александр Васильевич.

Несколько участников совещания выразили медицинским работникам признательность за доброе, внимательное отношение. Однако многие ликвидаторы последствий ядерных аварий полагают: медицинское обслуживание не улучшается, а, наоборот, ухудшается.

По закону - право на внеочередное обслуживание, а фактически ликвидаторы радиационных аварий стоят в общей очереди и в поликлинике, и в аптеке. Стоит ликвидатору аварии заикнуться в поликлинике о своем праве, как встречается с агрессией тех, кто сидит (порой часами!) в очереди к врачу. Казалось бы, врач, медсестра должны регулировать ситуацию, но порой и они относятся к людям, подвергшимся радиационному воздействию, некорректно. В поликлинике № 8 (Ижевск) участнику ядерных испытаний объявили, что льгот у него нет, и не приняли!

«Нас унижают в присутствии детей», - возмущен Анатолий Заиконников, заместитель председателя Республиканского общества «Союз «Чернобыль».

Вместо решения вопроса, с которым ликвидатор катастрофы пришел в одно из республиканских лечебных учреждений, руководитель послал его к... Путину. А я, мол, тебе ничего не обещал.

Более 80 процентов ликвидаторов радиационных аварий не получают социальный пакет в натуральном виде. То нужного лекарства не было, то срок прошел... Бывало и такое: финансовые средства, предназначенные для чернобыльцев, направлялись больным сахарным диабетом.

«Мы пострадади при защите страны от ядерной опасности, но нас обслуживают так же, как алкоголиков, получивших заболевание по собственной вине!».

Хоть и рекомендовано многим санаторно-курортное лечение, но фактически путевку удается получить отнюдь не раз в год - реже. Таков, дескать, закон.

В республике есть госпиталь для ветеранов войн, но именно войн. Ликвидаторы ядерной опасности к таким ветеранам до сих пор не относятся.

На вопросы участников круглого стола ответили Жанна Паршинцева, начальник отдела правового обеспечения ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования, Лариса Тарасова, начальник Управления лечебно-профилактической помощи населению Минздрава УР, Любовь Касенкова, заместитель начальника Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, Валентина Овчинникова, заместитель министра здравоохранения УР, Екатерина Мухаметгалеева, руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе УР.

В каких-то случаях требовалось просто разъяснение. Например, по поводу санатория «Металлург», в который «нашему брату путевок почти не дают». Отбор санаториев осуществляется по конкурсу. Никто не вправе заставить «Металлург» участвовать в конкурсе. Заявляют о себе те, у кого есть места.

В связи с тем, что «заболевание есть, а группу инвалидности не дают», было разъяснено: заболевание не является основанием для инвалидности - должно быть ограничение функций. Именно в этом случае определяется инвалидность.

А в ответ на вопрос, почему инвалида с ампутированной костью вновь направляют на освидетельствование, прозвучало: бессрочная инвалидность устанавливается только тогда, когда проведены все реабилитационные мероприятия.

Решение некоторых вопросов предлагалось сразу. Скажем, ликвидатору радиационной аварии приходится ездить за лекарством в Завьялово - через весь Ижевск! Но ездить необязательно: доставка лекарства может быть организована через ФАП (фельдшерско-акушерский пункт).

Не так часто, как прежде, могут ездить к врачу за льготными рецептами люди, которым исполнилось 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет. Льготный рецепт для них теперь действителен три месяца. Выражена надежда, что со временем такое право будет и у других категорий граждан.

Очень взволнованно говорили ликвидаторы радиационных аварий о детях.

- Моему ребенку нужен документ, удостоверяющий, что он, ребенок, родился от меня, подвергшейся радиации, - обратилась к депутатам одна из участниц круглого стола. - Сейчас наши дети никто и звать их никак.

Медики-управленцы сообщили: ни одно пожелание или жалоба не останутся без внимания. Да, проблем немало. Скажем, очень трудно работать с молодыми докторами - они люди другого поколения и не всегда ведут себя этично. «Воспитательную работу с врачами продолжим». А по тем замечаниям, которые Республиканское общество «Союз Чернобыль» передало еще в ходе подготовки к круглому столу, меры уже приняты.

«Будем знать вас, ликвидаторы последствий радиационных аварий, в лицо», - заверили медицинские работники.

Галина Анищенко

Источник: udmpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ