Архив:

ДЦП: надо жить, надо бороться

Жить и бороться с ДЦП учат ребят и их родителей в Харьковском областном специализированном доме ребенка. У многих сложилось мнение, что ребенок с детским церебральным параличом - калека на всю жизнь. Врачи Харьковского областного специализированного дома ребенка №1 такой стереотип развенчивают.

Сейчас в доме ребенка живут не только дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, имеющие тяжелые изъяны в развитии и поражения центральной нервной системы, но и «домашние» дети. Дело в том, что в мае прошлого года здесь открылись группы медико-социальной реабилитации для детей с ДЦП, живущих в семьях.

- Особо острой проблема ДЦП стала, когда было принято решение о выхаживании сильно недоношенных детей (от 500 г). У них в большинстве случаев развивается неврологический дефицит. Сегодня существуют различные методики реабилитации, у нас принят за основу механизм, когда совместно работают и детские неврологи, и психологи, и логопеды, - рассказывает главный областной детский невролог Ольга Сухоносова.

Новую методику врачи освоили хоть и не так давно, но уже могут похвастаться результатами.

По словам невролога дома ребенка Ирины Гордиенко, к ним поступают дети уже с семи месяцев. Они, естественно, еще не умеют ни сидеть, ни ходить, вообще что-либо делать. И тут главное не упустить момент. Ведь чем раньше оказана реабилитационная помощь, тем больше ребенок получает возможностей.

Классическая модель, по которой они работали не так давно, заключалась в том, что ребенку назначались процедуры и какие-то медикаменты. Но современные исследования мозга доказывают, что только самостоятельно освоив какое-то действие, малыш продвигается в своем развитии.

- Сколько бы мы процедур ребенку ни назначили, сколько бы ни делали уколов или массажей, программа того, как он функционирует, формируется у него в мозге. Ребенок развивается благодаря своему опыту, - объясняет Ирина Гордиенко.

Специалисты дома ребенка, оценив возможности ребенка, для каждого малыша выстраивают индивидуальную программу развития. И ничего заумного они не придумывают, уверяет Ирина Викторовна. Одного ребенка усаживают перемещать кубики, другой учится ходить возле опоры за этими же кубиками, а третий пытается к ним доползти.

- У нас был четырехлетний ребенок, который сам ничего делать не мог и соответствовал трехмесячному возрасту здорового малыша. Но он держал ложку и засовывал ее в рот. Мы посадили его в специальное кресло и научили зачерпывать еду из миски и нести ко рту. Так ребенок стал кушать самостоятельно. Это уже был прорыв, но, самое интересное, он сразу продвинулся во всех сферах, у него появились новые возможности, - делится Ирина Гордиенко.

Маленькую Александру, которой всего годик, сейчас настойчиво учат сидеть. Из-за сильного мышечного тонуса (когда нельзя разогнуть ножку или ручку) девочке в этом положении очень некомфортно.

- Мы на всех занятиях ее усаживаем, отвлекаем игрушками, пока наша цель в этом, - говорит молодая мама Оксана Клим.

Оксана признается: до того как попала в этот дом ребенка, свое чадо даже на руки брать боялась. Здесь же ее научили правильно держать малышку, общаться с ней и не бояться трудностей. Семья проходит курс реабилитации уже второй раз, на новую методику у них большие надежды, ведь уже после первого курса у Александры заметно улучшение.

- Она стала лучше реагировать на игрушки и предметы, раньше такого не было, - говорит Оксана. - Здесь много внимания уделяют родителям. Мне интересно, рядом много мам с такими же проблемами, и я понимаю, что я в этом мире не одна, это наши дети и жизнь продолжается.

О перспективах Оксана врачей не спрашивает, побаивается, но в душе надеется на лучшее.

- Сейчас просто выполняю все, что говорят врачи. Далеко не заглядываем, все нужно делать постепенно, - говорит она.

Перевести результаты работы в статистику в случае с этими детьми не получится. Для каждого итог будет разным, считает Ирина Викторовна.

- Мы всегда осторожны в прогнозах, никогда просто так не обнадеживаем, говоря: «Все будет хорошо», поскольку родителей может ждать разочарование. Мы сами буквально пять лет назад ждали волшебства, бегали и просили дать нам такие методики, чтобы каждый ребенок к 15‑ти годам стал полноценным членом общества. Но, к сожалению, есть такие нарушения, которые вылечить невозможно, и ребенок будет жить с очень ограниченными возможностями, - вздыхает Ирина Гордиенко.

Дети с небольшими нарушениями при новой методике очень быстро начинают развиваться. У тяжелого ребенка, которого бы раньше посчитали безнадежным, при таком подходе все-таки может хоть немного улучшиться качество жизни.

Кстати

На днях одна из фармацевтических фирм передала в Харьковский областной специализированный дом ребенка десять флаконов препарата «Диспорт». Это лекарство уже более 10 лет во всем мире применяют для лечения детского церебрального паралича, но для украинцев «Диспорт» был почти недоступен из-за своей дороговизны. А медики уверяют, что применение специальных препаратов гарантированно может помочь трети детей с ДЦП. Подаренного лекарства хватит для лечения десяти детей, больных ДЦП.

- Этот препарат позволяет значительно уменьшить клинические проявления спастических судорог, а также их полностью предупреждает, - говорит заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Игорь Шурма. - И если мы получим положительные результаты в лечении, то при формировании бюджета на следующий год уже встанет вопрос о выделении средств на закупку этого лекарства для детей социально незащищенных категорий.

Яна Тарасенко

Источник: timeua.info

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ