Архив:

Медэкспертиза требует независимости

Проблемы медико-социальной экспертизы обсудили 28 апреля в ОП на слушаниях Комиссии по охране здоровья граждан, экологии, развитию физической культуры и спорта. «Медико-социальная экспертиза находит широкое применение в различных сферах деятельности: и медицинской, и страховой, и судебной, и реабилитационной. Она нуждается в изменениях, связанных с нареканиями граждан, а также с развитием всех сфер жизни. Однако, как отдельный вид деятельности в базовом законопроекте «Об охране здоровья граждан» медэкспертиза не прописана. Игнорирование этой сферы может негативно сказаться на качестве подготовки медэкспертов», - считает председатель комиссии по охране здоровья граждан.

Евгений Ачкасов:

Необходимость реорганизации медико-социальной экспертизы обусловлено, по мнению участников слушаний, вниманием к проблемам государственной корпоративной ответственности за здоровье населения, изменением форм и методов представления гражданам услуг в рамках медицинского и социального страхования. Происходит интенсивное развитие рынка социальных услуг населению, в том числе в области восстановительной медицины и реабилитации, социального обслуживания. Результаты медико-социальной экспертизы используются для выявления ограничений в трудовой деятельности, установления профессиональных рисков, оценки ущерба и расчетов компенсаций.

И все это требует новых подходов к государственному регулированию и контролю в области развития здравоохранения, предоставления социальных услуг населению, как видов экономической деятельности и как гарантированных социальных обязательств государства. Системе МСЭ нужно обновление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения, совершенствование критериев определения инвалидности, приведения их в соответствие с международными требованиями - не раз отмечали на слушаниях.

Как пояснил ситуацию член ОП, президент Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии

Сергей Пузин:

В соответствии с 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальную экспертизу осуществляют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. По его словам, создание в 2005 году Федерального бюро МСЭ предусматривало обеспечение равных прав граждан на прохождение медико-социальной экспертизы в экспертном учреждении высшего уровня, обеспечение единообразия применения законодательных и нормативных документов во всех учреждениях, осуществляющих медико-социальную экспертизу на всей территории страны.

До 2008 года это бюро находилось в ведении Минздравсоцразвития России, а учреждения государственной службы МСЭ субъектов Российской Федерации - в ведении Росздравагентства, что, по мнению Сергея Пузина, обеспечивало возможность проведения в достаточно высокой степени независимой медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших заключения главных бюро субъектов Российской Федерации. «С переводом Федерального бюро в ведение ФМБА России, принцип независимости осуществления данным бюро медико-социальной экспертизы утрачен. Значительно снижены роль и значение Федерального бюро как организационно-методического и научно-практического центра по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов», - заявил член ОП.

Создание трехуровневой структуры медико-социальной экспертизы: бюро-главное бюро, федеральное бюро - не привело к существенному улучшению экспертного обслуживания населения, качества медико-социальной экспертизы, Напротив повлекло целый ряд негативных последствий, считает Сергей Пузин. Он, в частности, подчеркнул, что централизованный принцип руководства деятельностью федеральных государственных учреждений МСЭ, финансирование из федерального бюджета привело к уменьшению заинтересованности и ответственности органов исполнительной власти отдельных субъектов РФ в решении проблем инвалидов и инвалидности в целом. «Основная работа сводится к обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета. Не уделяется должного внимания вопросам качества медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. В результате показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне», - отметил Сергей Пузин.

Чтобы изменить ситуацию, члены Комиссии, прежде всего, считают, что необходимо внести изменения в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в части включения в раздел 9 «Медицинская экспертиза» экспертизу качества медицинской помощи. Это предложение содержится в рекомендациях Комиссии. Кроме того Минздравсоцразвития РФ предложено разработать Положение об экспертизе качества медицинской помощи и Об эксперте качества медицинской помощи, а также внести изменения в «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.12. 2009 г. №1013н), касающиеся уточнения понятия «трудоспособность», установления качественных и количественных характеристик ограничений способности к трудовой деятельности у граждан с умеренно выраженным нарушениями функций организма».

Главное, считают члены Комиссии - учитывать, что МСЭ предполагает статус независимости, и при всех изменениях системы необходимо этот принцип ставить во главе.

Источник: oprf.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ