Архив:

Город, где глухих понимают

"Когда у меня родился глухой ребенок, я был вне себя от счастья, - рассказывает мне Руслан Куликов, аспирант вашингтонского университета Галлаудет. - Если бы ребенок родился в России, я бы безумно переживал, но он родился в Америке, а здесь у глухих есть будущее".

Просторные, заполненные светом аудитории, много стеклянных стен, большое количество окон - так выглядит кампус вашингтонского университета Галлаудет. Это единственный в мире вуз, где полный цикл обучения предоставляется глухим и слабослышащим людям. Здесь они могут получить степени бакалавра и магистра по 40 разным специальностям.

Точной статистики о том, сколько в США глухих и слабослышащих нет.

Просто потому, что нет четкого критерия оценки, кого и с какого момента жизни считать глухим.

Тем не менее время от времени министерство здравоохранения США проводит свои опросы, чтобы хотя бы приблизительно подсчитать, сколько в стране глухих.

На тысячу слышащих в Америке приходится от двух до четырех "функционально" глухих людей, говорится в одном из последних опросов американского минздрава. Однако, как отмечается в исследовании, если включить в этот список людей с серьезными повреждениями слуха, то тогда на тысячу слышащих приходится уже около 140 глухих и слабослышащих.

Не в тишине

Вашингтон и его окрестности считаются местом, где проживает самое многочисленное в США сообщество глухих. Многие из них называют Вашингтон самым удобным для глухих городом.

Как и в других городах Америки, здесь есть кинотеатры, приспособленные для глухих, церкви, где службы ведутся с сурдопереводом. В магазине, поняв, что человек не слышит, быстро вытаскивают бумагу с ручкой или подводят к компьютерной клавиатуре.

Но главное преимущество Вашингтона для глухих - это университет Галлаудет. Всего в университете обучается около 1800 студентов. Из них около 5% - иностранцы.

"Наш университет - это своего рода оазис, где глухие не чувствуют, что они живут в тишине. Здесь все - от системы преподавания до жизни в кампусе - направлено на то, чтобы полноценно учиться, общаться и работать", - рассказывает мне через сурдопереводчика преподаватель Галлаудета Беверли Бьюкенен.

Как и многие другие преподаватели этого уникального вуза, Беверли - глухая. Она преподает в университетском центре международных программ, где иностранные студенты после зачисления изучают американский язык жестов и письменный английский.

Вдоль стен в коридоре центра стоят флаги тех стран, откуда приезжают студенты. По флагам видно, что среди иностранных студентов много глухих из Саудовской Аравии, Канады, Японии и Кореи.

"Обучение для иностранцев стоит в два раза дороже, чем для американцев, то есть около 20 тысяч долларов в год, - объясняет Беверли Бьюкенен. - Обычно за иностранцев платит их государство, поэтому чем богаче страна, тем больше из нее студентов".

Единственный студент из России

Долгое время в университете не было ни одного российского студента. Теперь, благодаря аспиранту экономического факультета Руслану Куликову, в коридоре появился и российский флаг.

Руслан родился в Москве в семье глухих родителей, там же окончил школу для глухих детей. Несмотря на то, что родители Руслана окончили школу, в которой за основу обучения был взят язык жестов, сына решили отдать в другое образовательное учреждение, где глухих детей учили говорить и читать по губам.

"Учиться в этой школе было мучением, - вспоминает Руслан. - Оценки нам ставили не за академическую успеваемость, а за то, кто сумеет хоть что-нибудь расслышать на экзамене".

И все-таки Руслан считает, что он получил лучшее образование, чем его родители в школе, где преподавали на русском языке жестов. По крайней мере, он научился читать и писать без ошибок.

Про Галлаудет Руслан узнал, когда впервые со своей спортивной командой (он закончил Московский областной государственный институт физической культуры и спорта) приехал на соревнования в США.

"Я был шокирован, когда увидел, что большинство преподавателей в этом университете - глухие, и все обучение ведется на языке жестов, - рассказывает Руслан. - В России я как раз не мог понять, почему же нельзя сделать так, чтобы нас учили глухие учителя на языке, который мы понимаем".

У российской системы образования есть свои достоинства, так же как у американской есть свои недостатки, отмечает Руслан Куликов, который испытал на себе все "прелести" и специализированной российской школы, и обычного российского вуза.

"Российская система преподавания нацелена на понимание материала в то время, как американская больше ориентируется на его заучивание для прохождения очередного теста", - говорит Руслан.

Чем уникален Галлаудет

В чем же уникальность Галлаудета с точки зрения самих студентов этого вуза?

"Галлаудет - это как город в городе, самое важное, что мы можем общаться здесь без всяких преград - есть видеотелефоны, весь персонал знает язык жестов и даже слышащие, когда говорят между собой, одновременно используют язык жестов, чтобы проходящие мимо глухие студенты не чувствовали себя обособленными", - рассказывает Руслан Куликов.

Аспирантка из Монголии Намира Балджиныям считает, что главное - это то, что Галлаудет предоставляет возможность глухим получить достойное образование и стать профессионалом в своей сфере. "Еще очень важно, что здесь нам прививают уверенность в себе, повышают нашу самооценку и учат быть амбициозными".

В отличие от Руслана, Намира родилась слышащей. В 12 лет она заболела менингитом и потеряла слух. "Два года я вообще не ходила в школу, родители не знали, что со мной делать", - вспоминает Намира.

"Больше всего в первые годы глухоты я скучала по музыке и по маминому голосу", - говорит она через сурдопереводчика.

Советская система преподавания: от Монголии до Чехии

В Монголии всего одна школа для глухих детей, которая была открыта при помощи специалистов из СССР в 1960-е годы.

После окончания Галлаудета Намира собирается вернуться в Монголию и открыть свою школу для глухих, где обучение будет построено по американской модели на основе языка жестов.

О своей школе мечтает и аспирантка Галлаудета из Чехии Мартина Смидова, изучающая школьную психологию. Мартина - одна из немногих слышащих студентов этого вуза. Она начала работать с глухими детьми в Чехии еще, как она сама говорит, "в советские времена".

"В советское время, - рассказывает Мартина, - работа с глухими, которые считались инвалидами, была чуть ли не единственным местом, где не было идеологии, промывания мозгов и никакого марксизма-ленинизма".

В Чехии, так же как и в Монголии, образование для глухих детей было построено по советской системе, когда упор делается на освоении устной речи, а знание языка жестов считается второстепенным или вовсе не обязательным.

Мартина Смидова, которой до поступления в Галлаудет по стипендии Фулбрайта удалось поработать с глухими детьми в разных странах, в том числе в Грузии, считает, что главная проблема в образовании глухих детей на всем постсоветском пространстве - это отсутствие методик и элементарных знаний, как работать с глухими детьми с самого раннего возраста.

"В США, наоборот, хорошо развита система подготовки и развития глухого ребенка с первых дней его жизни, поэтому здесь родители не так пугаются, когда у них рождается глухой ребенок. Они знают, что он сможет вести полноценную жизнь", - говорит Мартина Смидова.

В США глухой, по крайней мере с точки зрения общества, не считается инвалидом. Здесь много специализированных и обычных школ, где глухим детям предоставляется сурдопереводчик. В банке или в магазине здесь не будут кричать изо всех сил, думая, что до глухого можно докричаться, а быстро достанут ручку с бумагой или подведут к клавиатуре.

Что такое аудизм

Однако и в этой стране существует дискриминация глухих. Об этом рассказывают студенты и преподаватели Галлаудета, им вторит Дэвид Нельсон, президент ассоциации глухих штата Колумбия, где находится Вашингтон.

"Конечно, до сих пор возникают проблемы с приемом на работу, с обучением - не все же могут учиться в Галлаудете", - делится со мной Нельсон. - Но мы отстаиваем свои права, общаемся с конгрессменами, сенаторами. Мы - шумные люди и делаем все, чтобы нас услышали те, кто пишет законы в этой стране".

Дискриминируют глухих не только слышащие. Прогуливаясь по кампусу Галлаудета, встречаю студента в футболке с надписью STOP AUDISM ( "Долой аудизм"). Молодой человек охотно объясняет, что аудизм - это дискриминация глухих не только со стороны слышащих, но и со стороны других глухим.

По статистике лишь около 10% глухих рождается и воспитывается в семье глухих. Это "настоящие" глухие. По крайней мере, так они сами себя называют.

Остальные 90% - это глухие дети, рожденные в семье слышащих родителей. Как правило, такие дети учатся читать по губам, а язык жестов осваивают позже или не осваивают совсем.

Язык жестов для "настоящих" глухих - это неотъемлемая часть культуры их сообщества. Навязывание слуховых аппаратов, вживление кохлеарных имплантатов (приборов, позволяющих частично или полностью восстановить слух) и даже использование методики чтения по губам многие "настоящие" глухие как в США, так и в других странах считают проявлением аудизма.

Несколько лет назад студенты Галлаудета устроили акцию протеста, когда президентом университета была избрана Джейн Фернандес. Помимо обвинений в высокомерии и отсутствии у нее лидерских качеств, многие студенты и персонал университета сочли Фернандес "недостаточно глухой".

Фернандес страдает глухотой от рождения, но ее воспитывали в семье людей с нормальным слухом, используя методику чтения по губам. Язык жестов она освоила только в 20 лет.

Студенты и многие преподаватели были уверены, что она не способна выступать в защиту языка жестов и противостоять аудизму. На своем посту Фернандес продержалась всего год. В 2010 году президентом университета стал глухой от рождения Алан Хурвиц.

Карьера для глухих

Долгие годы Галлаудет ориентировался на подготовку педагогов, консультантов и социальных работников. Однако в последние годы большой популярностью пользуются факультеты бизнеса, массовых коммуникаций и компьютерных технологий.

По данным университетского центра трудоустройства, около 80% выпускников Галлаудета находят работу по специальности спустя год после его окончания. "Чаще всего наши студенты устраиваются в правительственные или образовательные учреждения, в компьютерные компании и в бухгалтерские фирмы, - рассказывает пресс-секретарь университета Мерси Куган. - Неслышащие студенты очень преуспевают в "зрячих" дисциплинах".

"В настоящее время двое студентов проходят практику в Белом доме, - с гордостью говорит Куган. - Одна из наших выпускниц преподавала американский язык жестов в школе, где учились дети президента Обамы".

Руслан Куликов уверен, что и ему удастся найти в США работу по своей специальности экономиста-бухгалтера. "Американцы говорят, что есть две вещи, которые никому не избежать - это смерть и налоги, - смеется Руслан. - Хочу работать в налоговой системе или открыть свой маленький бизнес".

Он не исключает, что когда-нибудь они всей семьей - жена и трое детей - вернутся в Россию. Правда, пока его жена-американка опасается переезжать в Россию, напоминая Руслану, что у него на родине глухие живут в параллельной реальности, которая практически не пересекается с реальностью слышащих.

Илона Виноградова

Источник: bbc.co.uk

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ