Архив:

Образование не для всех

По словам экспертов, в Азербайджане до сих пор не предложены эффективные методы по внедрению инклюзивного образования. Каждое государство по-своему относится к проблеме инвалидности, и это обусловлено как экономическими возможностями страны, так и уровнем социальной зрелости общества. Именно поэтому цивилизованные страны решают все социальные вопросы с учетом формирования политики в отношении людей с инвалидностью.

Однако, если в странах Запада для людей с ограниченными возможностями созданы все условия для полноценной жизни, то в нашей стране все обстоит иначе. Здесь не только не стараются помочь этим людям, но еще и чинят всевозможные препоны.

Согласно данным ВОЗ, на Земле насчитывается от 750 миллионов до 1 миллиарда инвалидов. При этом один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Данные цифры красноречиво свидетельствуют о том, что проблема инвалидности носит глобальный характер, и о том, что это явление распространено во всех без исключения странах мира, независимо от их развитости или еще каких бы то ни было критериев.

Данные свидетельствуют, что сегодня в мире пpоживают около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. И безусловно, что таким pебятишкам приходится еще тяжелее, чем взрослым, ведь им невозможно объяснить, почему другие дети смотрят на них не так, как на своих здоровых сверстников, почему нередко они подвергаются насмешкам...

Что же в Азеpбайджане? Согласно официальному сообщению Госкомитета по статистике, за прошлый год в республике из 2 034 400 детей 56 433 - инвалиды с различными проблемами.

Во всех цивилизованных стpанах миpа дети с ограниченными возможностями имеют одинаковые права со своими здоровыми сверстниками, в том числе это касается и права на посещение самых обычных образовательных учреждений.

Система инклюзивного образования прижилась на Западе, в отличие от нашей страны, где особенные дети зачастую оказываются в заточении в собственной квартире. Отметим, что инклюзивное, или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование включает восемь основных принципов: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования на Западе включает заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

До сих пор не предложены эффективные методы по внедрению инклюзивного образования в Азербайджане. Стереотипы продолжают чинить препятствия для интенсивного внедрения инклюзивного образования в азербайджанских учебных заведениях, сообщил директопр Центра развития и поддержки "Независимая жизнь" Айдын Халилов.

"Множество физических и психологических факторов чинят препятствия для посещения детей с инвалидностью наравне со здоровыми детьми детских садов, школ, вузов, - сказал Халилов. - Несмотря на то, что с 2002 года в Азербайджане претворяется программа по инклюзивному образованию, до сих пор не предложены эффективные методы по поводу ее претворения в жизнь".

На сегодняшний день наиболее актуальна проблема необходимости создания комфортных условий жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями в общественной сфере, добавил он (Trend).

Общественность должна быть готова к инклюзивному образованию, принять детей с инвалидностью, считает руководитель реабилитационного центра "Радуга" Егяна Мамедалиева.

"Важно узнать, как здоровые дети отнесутся к посещению школы детей с ограниченными возможностями, насколько сами педагоги подготовлены качественно преподнести таким детям урок", - сказала она.

Отметим, что за рубежом, начиная с 1970-х гг., ведутся разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. Скажем, в современной образовательной политике США и Европы получило развитие несколько подходов, в том числе расширение доступа к образованию, мэйнстриминг, интеграция, инклюзия, т.е. включение. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировку учебных помещений необходимо провести так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавших популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980-1990-х гг., демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Кстати, положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН "О правах инвалидов", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

В Азербайджане же инклюзивное образование существует зачастую лишь на уровне пилотных проектов, которые функционируют непродолжительное время, после чего закрываются, и дети с ограниченными возможностями, которые только начинали радоваться возможности обучения на общих основаниях, вновь оказываются на обочине жизни, а точнее - заточенными в своих квартирах...

Источник: zerkalo.az

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ