Архив:

Инъекция равнодушия

Три месяца подряд Саратовская область переживала инсулиновый голод. Ситуация оставалась критичной с середины зимы до начала апреля. Из аптечной сети исчез инсулин, в поликлиниках людям перестали выписывать рецепты. Многим приходилось экономить имеющееся лекарство, растягивая его на более длительное время, и даже отказываться от еды (каждый прием пищи у диабетиков должен сопровождаться инъекцией инсулина).

Препарат исчез с прилавков даже тех аптек, которые не участвуют в льготном лекарственном обеспечении. Ситуация требовала срочного вмешательства всех органов власти. Однако вместо того чтобы объединиться перед лицом общей беды, политические оппоненты принялись публично обвинять друг друга в безответственности, набирая себе имиджевые очки. Благо масштабность проблемы тому всячески способствовала - заложниками инсулинового дефицита стали 20 тысяч жителей области.

Депутаты против

Самую яркую битву предсказуемо развязали Николай Панков и Павел Ипатов. Депутат Госдумы поспешил заклеймить позором Павла Ипатова за бездействие и позднее вмешательство в ситуацию. Губернатор отбивался как мог, пытаясь найти веские доводы и оправдания.

На фоне вездесущих депутатов, «сражающихся за права больных диабетом», чиновники выглядели сущими монстрами. По словам председателя облдумы Марины Алёшиной, люди буквально кричали о своей боли и, не находя адекватной реакции региональных чиновников, были вынуждены обращаться за помощью к народным избранникам.

Обвинения депутатов имели основания. Долгое время саратовские чиновники от медицины не признавали наличие проблемы с инсулином. Как отмечают эксперты, первый звонок грядущего дефицита поступил еще в декабре прошлого года, когда с аптечных прилавков стал исчезать инсулин и препараты, его заменяющие. Однако 16 февраля в ходе правительственного часа в областной думе министр здравоохранения Марина Твердохлеб отчиталась об успехах и доложила, что в здравоохранении области все нормально. На тот момент это было более чем странно - инсулина в области уже катастрофически не хватало.

Долгое время, отвечая на звонки больных, чиновники минздрава не могли дать внятного ответа, когда же, наконец, в аптеках появится инсулин. Ситуация стала меняться к лучшему только в конце марта - начале апреля после вмешательства губернатора. В область поступила гуманитарная помощь на сумму 5 млн рублей. Еще 100 млн рублей были дополнительно выделены из облбюджета на закупку инсулина.

30 марта на встрече с госдепом Игорем Архиповым замминистра здравоохранения области Жанна Никулина уже бодро рапортовала, что проблем в обеспечении инсулином нет и поставка льготных препаратов на второй квартал началась. И если в первом квартале было закуплено лекарств на 62 млн рублей, то во втором финансирование увеличилось до 109 млн рублей.

Обстановка стабилизировалась?

Факт поступления инсулина подтверждают и саратовские аптеки. Как рассказала "Взгляду" директор аптечной сети "Медуница" Галина Иванищева, обычно аптека заказывает инсулин у крупного поставщика, фирмы "Протек", который обеспечивает им большинство аптек Саратова и области. Однако в феврале-марте заказы реализовать не удавалось, инсулин на складе быстро закончился. Тот, что оставался в аптеке, смели за считанные дни. Инсулиносодержащие препараты стали появляться буквально пару дней назад.

"Перебои с инсулином у нас начались где-то в середине марта. Больные аптеку не осаждали, а предпочитали получать лекарство через другие источники. В полном объеме инсулин во всех видах поступил к нам только 31 марта. Сейчас мы отпускаем лекарство в штатном режиме", - рассказывает директор "Аптеки № 5" Валентина Кибирова.

"Пустыми наши холодильники не были никогда. В марте было тяжеловато, но инсулин хоть в малых количествах, но все же поступал к нам. Сейчас поставки идут полным ходом. Люди нервничают, переживают, и их можно понять. Но всем не объяснишь, что ни аптеки, ни поставщики в этом не были виноваты. Корни проблемы надо искать в областном минздраве, специалисты которого не хотят работать в этом направлении", - говорит замдиректора «Народной аптеки» Ольга Привалова.

Любопытно, что в некоторых районных аптеках области инсулиновый дефицит даже не заметили. А может, просто сделали вид. Фармацевт «Аптеки № 68» г. Новоузенска Елена утверждает: "О перебоях с инсулиносодержащими препаратами я слышу впервые. За первые месяцы этого года мы успели накопить некоторый запас лекарств, поэтому проблем с выдачей не испытали. Диабетики в нашем районе получают лекарства в полном объеме".

И все бы ничего, но в Саратовской общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом, радоваться не спешат. По словам председателя совета организации Екатерины Рогаткиной, инсулин в аптеки действительно стал поступать, но делать выводы о полном решении проблемы рано. "Я знаю точно, что не все получают инсулин в аптеках. Многим выдают листы требования, и они получают лекарство из гуманитарных запасов в областном диабетическом центре. Если сравнить с февралем, когда на прилавках вообще ничего не было, ситуация, конечно, гораздо лучше. Но окончательные выводы можно будет делать лишь в конце полугодия", - говорит Рогаткина.

Когда жизнь - не сахар

Сыну Юлии Никитиной 12 лет, 10 из них он болеет диабетом. За это время случалось всякое, но такого безобразия, как в последние месяцы, не было ни разу, говорит Юлия. В поликлинике мальчику отказывались выписывать рецепты. Целый месяц Женя и его мама ходили по краю, перебиваясь гуманитарной помощью, приобретая лекарства за свой счет. «Каждый раз мы переживали: а вдруг инсулина не хватит? Приходилось бить во все колокола, чтоб не допустить перебоя с инъекциями», - говорит Юлия.

За месяц женщина истратила на инсулин 2 тысячи рублей, и компенсировать эти деньги ей никто не собирается. Она могла бы подать на минздрав в суд, ведь по закону инсулин должен выдаваться бесплатно. Но на судебные тяжбы нет сил и времени - приходится много работать, чтобы содержать больного ребенка.

Со многими диабетиками общаться непросто. По тому, как они говорят, срываются при любом нейтральном вопросе, а иногда и попросту бросают трубку, видно, что люди психически истощены. За время инсулинового голода они пережили не один нервный срыв. А нервничать при диабете нельзя - сахар сразу подскакивает.

У пенсионерки, инвалида 1-й группы по зрению (женщина почти не видит) Галины Птицыной за эти месяцы он достигал критической для жизни отметки - 24 единицы при норме 6. «В марте лекарства вообще не дали, а чем мне месяц жить? Приходилось голодать, убавлять дозу. Мне говорят: ложитесь в больницу, там вам будут колоть. Я говорю: ну пролежу я там две недели, а домой приду, чем буду колоться? Покупайте, говорят. А как покупать, я же отказалась от льготных денег, а пенсии на все не хватает», - плачет в трубку женщина.

После попадания в местный телеэфир Галина Константиновна оказалась на особом счету у чиновников - инсулин она получила одной из первых. Врач в поликлинике даже выписал ей рецепт вне очереди. Вместе с инсулином дали полоски для теста и иголки для шприца.

Однако так повезло не всем. По словам Екатерины Рогаткиной, многие больные, которым не удалось попасть в объективы телекамер, до сих пор сидят без инсулина.

Впрочем, и при наличии лекарства в аптеке получить его диабетик может, лишь пройдя все круги бюрократического ада. Медицинская помощь в поликлиническом звене не выдерживает критики. Людям приходится выстаивать огромные очереди. Многие не справляются, уходят, потом снова приходят. Одноканальный телефон, который используется для приема заявок к специалистам, все время занят, дозвониться по нему невозможно.

Особенно трудно приходилось в дни дефицита. Кому везло, выписывали рецепты на 5-10 дней. Потом нужно было снова записываться на прием, но из-за очереди успеть в срок было невозможно. По словам Екатерины Рогаткиной, такая ситуация наблюдается практически во всех саратовских поликлиниках. "Жизнь у людей итак не сахар, а тут еще эти многодневные хождения. Проблема поликлиник сейчас самая важная, о ней нужно писать и говорить", - уверена председатель.

"В 11-й детской поликлинике, что в Кировском районе, все время проблемы - то они не могут печать на рецепт поставить, то рецепт напишут с ошибками, то компьютер не работает, - подтверждает мама Жени Юлия Никитина. - И такая картина каждый месяц. Не успеваем получить один рецепт, уже надо начинать ходить за следующим. Чтоб прийти и тебе сразу все выписали - такого у нас не было еще ни разу".

Так кто же виноват?

В сухом остатке остается неясным, как вообще подобное могло произойти? По какой причине жизни десятков тысяч людей подверглась испытаниям? И кто им компенсирует пережитое?

Любопытно, что никто из участников инсулиновых войн не может дать внятного ответа, предлагая дождаться итогов проверки областной прокуратуры. Региональный минздрав объясняет перебои с инсулином в саратовских аптеках тем, что Минздравсоцразвития РФ слишком поздно утвердил отпускные цены на лекарственные препараты. Но депутат Госдумы Игорь Архипов в эти аргументы не верит: «Я имею официальные документы от Минздрава РФ о том, что и цены были установлены вовремя, и средства из федерального бюджета переведены без опозданий. 5 апреля я получил ответ регионального Росздравнадзора по итогам завершившейся недавно проверки. Подтвердилось нарушение сроков поставок и ассортимента лекарственных средств. Росздравнадзор передал свои материалы в прокуратуру области, это значит, что нарушения настолько серьезные, что требуют вмешательства правоохранительных органов», - заявил «Взгляду» Архипов и заметил, что сегодня проблема вряд ли решена окончательно - еще в субботу ему звонили жители с жалобами на отсутствие инсулина.

Комментируя ситуацию нашему изданию, Николай Панков не упустил возможности упомянуть губернатора и заявил, что во всем виноват региональный минздрав, не объявивший вовремя тендеры на закупку инсулина. В доводы чиновников о позднем утверждении цен депутат также не верит и ссылается на официальные ответы из Москвы. "Возможно, в январе у области не было денег, на губернии висели большие кредиты - 26 млрд рублей, и надо было выплачивать проценты банкам. Но тогда надо было не ждать 30-45 дней, когда пройдет тендер, а разбивать закупки на небольшие лоты до 100 тысяч и идти по пути котировок. Но это уже зависело от менеджмента минздрава области, который должен был предвидеть такую ситуацию", - говорит госдеп.

Однако в финансовую причину инсулиновых бед не верится. Приобретение жизненно важных лекарств защищено бюджетом и не может зависеть от внутреннего или внешнего долга губернии. Кроме того, по данным регионального минздрава, за последние пять лет правительство области увеличило финансирование областной программы «Сахарный диабет» в 2,5 раза - с 108 млн рублей в 2005 году до 256 млн рублей в прошлом. Значит, деньги на покупку лекарств у области все-таки были.

Разобраться в причинах тем более важно, что различными формами диабета страдают 60 тысяч жителей области. Причем наметилась тенденция к количественному росту заболевания - только за текущий год больных диабетом в области стало больше на тысячу. Это значит, что вырастет и число больных, сидящих на инсулине. Еще одного такого испытания на прочность люди могут попросту не пережить.

Елена Балаян, Екатерина Ференец

Источник: news.bcm.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ