Архив:

"Теперь я дочку никому не отдам!"

Жительница Воронежа отказалась от дочери, родившейся с синдромом Дауна. А спустя два года молодая мать, бросив хорошую работу в Москве, вернулась к своей крохе. Когда корреспонденты «МОЁ!» встретились с 23-летней Анной Боликовой в дет­ской больнице, она с ложечки кормила кашей свою двухлетнюю дочку Катю. Обе - и мама, и малышка - светились от счастья. Хотя совсем недавно маленькая Катюшка лежала в больнице совсем одна, и ей приходилось довольствоваться лишь лаской посторонних людей.

Два года назад, когда девочка только родилась, ей поставили диагноз «синдром Дауна». Тогда её мама от неё отказалась. А в феврале этого года Анна решила вернуть ребёнка. О том своём первом поступке девушка вспоминает с ужасом и болью...

«Ошибка природы»

Анна Боликова вышла замуж по большой любви в 20 лет. Вместе с мужем они мечтали о детях: Анна - о девочке, её супруг - о мальчике. Строили планы, подбирали имена будущему ребёнку, в общем, были счастливы. Беременность протекала нормально, анализы были хорошими, и ничего не предвещало беды.

А потом в молодой семье что-то не заладилось, начались скандалы. Молодые супруги, не прожив и года, развелись. Анна тогда была на шестом месяце беременности.

- Для меня это было настоящим ударом, я очень переживала и плакала каждый день, - вспоминает молодая мама. - За два дня до родов мне стало так неспокойно на душе, я плохо спала, мне снились ужасные сны. А когда дочка родилась, акушерка поднесла её и говорит: «Посмотрите, вы ничего не замечаете?» Я взглянула на Катюшку: маленькая такая, хорошенькая. Мне тогда ничего не сказали. Через два дня малышку снова принесли мне. Она была очень слабая, лежала рядышком, посапывала. Я парила от счастья. А ещё через два дня меня вызвали к врачу и напрямую сказали: «У вашего ребёнка синдром Дауна. Такие дети не приспособлены к жизни, это ошибка природы. Лучше всего от девочки отказаться. Родите ещё здорового малыша!»

Анна была в шоке. Близкие родственники стали уговаривать её отказаться от ребёнка. А бывший муж даже ни разу не приехал посмотреть на дочку.

- Я ничего не понимала. И даже не знала толком, что такое синдром Дауна. Родители перерыли весь Интернет, сказали, что всё очень плохо и шансов нет, - с горечью говорит Анна Боликова. - Со мной лежали две молодые мамы, которым приносили их новорождённых детей, я смотрела на них и заливалась слезами. Меня посадили на таблетки. Я ничего не осознавала, ходила как зомби и не понимала, что делаю. И в конце концов подписала отказ.

«Надеюсь, дочка меня простит»

Анна и её родные знали, что Катюшку отправили в Дом малютки и что периодически она лежала в больнице.

- Моя мама к ней иногда приезжала, а меня родители не пускали. Они говорили всем, что ребёнка нет, и пытались убедить меня жить дальше, - опустив голову, говорит девушка.

Вскоре, чтобы как-то забыться, Анна уехала работать бухгалтером в Москву. Думала, что смена обстановки пойдёт ей на пользу. У девушки неплохо складывалась карьера. Так прошёл год.

- Сначала я ничего не осознавала, пыталась просто заново жить, - рассказывает Анна Боликова. - Но однажды на каком-то празднике я подумала: «Я тут веселюсь, а моя дочка там одна». К тому времени я уже знала, что у неё лейкоз. Но кто о ней позаботится так, как может родная мама? Мне стало невыносимо больно и тоскливо. Я поняла, что оказалась просто дрянью, отказавшись от неё и бросив на произвол судьбы.

У девушки начались нервные срывы. Наконец ей хватило смелости всё бросить в Москве и вернуться в Воронеж. В январе этого года она разыскала свою Катюшку - девочка находилась в онкологическом отделении областной дет­ской больницы № 1.

- Да, у моей маленькой крошки синдром Дауна и лейкоз, и сейчас ей делают химиотерапию, - говорит Анна. - Нас ждёт много сложностей. Но я перерыла много литературы, интересовалась историями таких же детей, как моя дочка, и поняла, что вместе мы справимся. Это всё лечится! Родители сейчас меня поддерживают и помогают. Ведь для таких деток главное - это наша любовь и забота. И прятать я её ни от кого не буду. Она такой же ребёнок, как и все остальные. Это я в тот момент оказалась не настоящей мамой, раз смогла от неё отказаться. Надеюсь, дочка когда-нибудь меня простит...

Фамилия и имя героини изменены по её просьбе.

Цифра

За пять последних лет в Воронежской области родилось 148 детей с синдромом Дауна.

Комментарий психолога

Почему мамы отказываются от больных детей?

Педагог-психолог ОГУ «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей и подростков» Юлия Мажарова:

- Болезнь ребёнка - это типичный мотив отказа от новорождённого. Первое, с чем сталкивается молодая мама в роддоме, если диагноз поставили в первые дни жизни малыша, - это информационная блокада. В лучшем случае ей правильно назовут диагноз и прогноз, как правило, самый пессимистичный. С этого момента очень часто начинается давление на мать: «Зачем вам такой ребёнок, вы будете с ним только мучиться. Вы не сможете дать ребёнку полноценный уход. Оставьте его, государство позаботится о нём лучше вас и т. д.» Даже если мама полна решимости сама нести этот крест, ей, к сожалению, недоступна информация ни о самом заболевании, ни о лечении, ни о других семьях или инициативных группах, которые занимаются с детьми с похожими проблемами. А потому она, находясь, как ей кажется, в безвыходном положении, отказывается от собственного малыша.

Есть и другие причины, по которым отказываются от детей. Но в любом случае такой поступок - это результат разрешения серьёзного психологического конфликта за счёт подавления одного из сильнейших природных инстинктов: инстинкта материнства.

Справка

Синдром Дауна - это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Каждая клетка организма человека содержит 46 хромосом, составляющих 23 пары. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, поэтому в общем у них оказывается 47 хромосом.

Из характерных внешних признаков синдрома отмечают плоское лицо с раскосыми глазами, широкими губами, широким плоским языком с глубокой продольной бороздой на нём. Голова круглая, скошенный узкий лоб, ушные раковины уменьшены в вертикальном направлении.

Наличие дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда особенностей, вследствие которых ребёнок будет развиваться медленнее и хуже своих сверстников. И всё же подавляющее большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть и дружить со сверстниками, ходить в школу и заниматься спортом.

Марина Сальникова

Источник: newspaper.moe-online.ru