Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

С чего начинается Родина...

Зерно посеянное в младенчестве, прорастает в детстве, расцветает в отрочестве, а плоды починаются в течение всей жизни человека.

Я педагог и имею счастье работать с малышками раннего возраста. В моих руках всегда детские ладошки, а перед глазами их первые улыбки, первые движения, первые звуки и первые шаги. Многие из моих деток попадают под категорию "особых". Поэтому достигается это "первое", зачастую, большими усилиями совместного труда, терпения, усердия. От того и дорог каждый ребёночек, что его боль и радость пропущенны через себя. От того и не дают покою мысли, как воспитать этих детей, что вложить в них, чтоб затраченные труды не пропали даром и выросший человечек стал Человеком и несмотря на все трудности, ограничения, препятствия его жизнь сложилась удачно.

Ранний детский возраст (от 1года до 3лет) характеризуется качественными изменениями в развитии ребенка. У малыша формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика , расширяются познания окружающего мира, развиваются когнитивные процессы, ребёнок овладевает пассивной и активной речью. Всё это происходит под воздействием качественных изменений в развитии функций коры больших полушарий. И так уж построены системы образования и здравоохранения, что вышеперечисленные показатели являются главенствующими и ориентирующими работу педагогов и врачей. Молодые родители, зомбированные пропагандой успешной жизни, тоже вытрясают с детей внешние атрибуты развития, нанимая к 2х летней малышке репетитора по английскому и записывая в спортивную секцию 3х летнего ребёнка. Нет, это не плохо, это замечательно, что взрослые заботятся о развитии знаний, умений и навыков своих детей, но плохо то, что в погоне за призрачной мечтой будущей внешней успешности ребёнка, мы все забываем о самом главном, о том , что ранний детский возраст - это прежде всего формирование и развитие личности ребёнка. Рост души, рост человеческого начала, рост внутреннего стержня, основы человеческого «Я». Именно в этом возрасте формируются те задатки, которые в будущем определят стрессоустойчивость человека, его самооценку, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, инициативность, самостоятельность, стремления, умения противостоять злу. Здоровая, сильная, нравственная, наполненная добром и любовью душа - этот тот основной стержень, который сохранит человека от зла и поможет выстоять при всех трудностях, изломах и переломах нашей жизни. А когда речь идёт о детках, у которых жизненный потенциал изначально снижен, в силу различных ограничений, то здесь сам Бог велел акцентировать внимание на нравственном воспитании ребёнка. Пусть ребёнок не станет бакалавром, министром, учёным..., но он должен иметь шанс, выиграть у жизни успех за счёт своих высоких личностных качеств.

Определяющее значение на формирование и развитие личностных качеств ребенка имеют характер и стиль общения окружающих его людей, организация семьи, быта. Особенностью детей раннего возраста является то, что их развитие идёт путём копирования внешних раздражителей. А. С. Макаренко говорил: «Вы воспитываете его собою, своими поступками, действиями, словами в каждый момент своей жизни. Поэтому самый главный метод воспитания - это требование к себе, уважение к семье, высокая нравственная культура, организованность и контроль над каждым своим шагом». Крик, мат, брань, пьянка, курение, скандалы, драки, ругань - сегодня норма поведения в семье, ярко пропагандирующаяся «Домом-2". Ложь и противоречивость взрослых, не сдерживающих своего слова. Всё это малыш видит, замечает, слышит, запоминает. Он ещё бессилен отличить плохое от хорошего, поэтому просто усваивает и копирует. А вот искоренить это потом будет очень сложно. Но поле зрения ребёнка, это не только родители, это всё то, что его окружает.

Посмотрите, что происходит вокруг. Мир ребёнка погрузился во мрак мультипликационных ужастиков и уродцев. Речь заполнилась бобосами, хавчиками, скелетонами. На рисунках сюжеты пронизанные тотальной победой сил смерти над жизнью. Дети младенческого возраста знают в лицо Киборга, Шрека с его извечным метеоризмом, при этом не могут назвать по картинке животных, одежду, посуду. Добрые Буратино, Лунтик противопоставлены суперменам пропагандирующим механическую силу, но отнюдь не силу любви, добра и милосердия. С идеализацией «Тома и Джерри», «Черепашек Ниндзя», «Терминаторов» и «Человека Паука» у малыша наступает притупление чувств, равнодушие к боли и страданиям. Ко всему прочему, вся эта монстравая белиберда перевозбуждает психику детей, коверкает её. В детстве чувство реальности покидает детей, они самоотверженно верят в то, что он тот, кем представил себя в игре, фильме, рисунке. Этот образ они понесут с собой во взрослую жизнь, сняв с него копию. И что потом мы удивляемся цинизму, грубости, хамству, наглости, злости, насилию, бездушью и малограмотности уже выросшего ребёнка, интересующегося только деньгами и сексом? Именно поэтому так важно в погоне за развитием тела и интеллекта малыша, не упустить самое главное - наполнить душу ребёнка добром, сочувствием, милосердием, любовью, нравственностью, ответственностью, честностью. Уже с раннего возраста ребёнок должен впитать значение слов: честь, достоинство, уважение, гордость.

Самые действующие методы воспитания ребёнка: пример, объяснение и разъяснение, игра, книга, рисунок, мультфильмы. Не проводите малышку мимо весенних ручейков, мимо котёнка со сломанной лапкой, мимо старушки с протянутой рукой. Эмоционально смотрите и прорабатывайте наши отечественные мультфильмы: «Каштанка», «Дед Мазай и зайцы», «Бобик в гостях у барбоса» и др. Не бойтесь потрясать душу ребёнка. Читайте хорошие детские хрестоматии, соответствующие возрасту. Не жалейте ласк, поцелуев и поощрений, но и не переусердствуйте, помните, что это мотив ребёнка, его стимул, используйте только в качестве вознаграждения. Ребёнок получающий поцелуи и поощрения за так просто теряет мотив к действиям. А зачем, его и так любят. Старайтесь наполнять прогулки эмоциональными красками и звуками. Разноцветная листва и её шорох под ногами, тёплый дождь и холодные лужи, чудо прорастания растения из семя и труд ухода за ним... Всё это должно быть увидено и прочувствованно ребёнком. Привлекайте ребёнка к труду, порядку, ответственности. Прибрать игрушки, полить цветочки, покормить животных - всё это под силу малышу. На примере ухода за домашним питомцем учите любви, заботе, нежности. Всегда помните мудрую восточную пословицу: «Зерно посеянное в младенчестве, прорастает в детстве, расцветает в отрочестве, а плоды починаются в течение всей жизни человека» Остаётся только напомнить, что самым сенситивным периодом для проращивания этого «зёрнышка» является ранний детский возраст. Успеха всем, терпения, сил в воспитании Ваших детей.

Давайте все вместе будем взращивать Человека (от слов Чело веков), а не хладнокровного и бездушного хомо прогматикуса. Вспомним о наших истоках, культуре, истории, о той крови, поте и слезах, которыми омыта наша земля и так безжалостно опоганена глупым сленгом, вульгарностью, невежеством, пошлостью, грубостью безнравственных людей. Давайте вместе возрождать наши корни, нашу Родину, которая с этого и начинается - с нравственного воспитания ребёнка.

P. S. Да, я «типичная училка», педагог, но я люблю и горжусь своей профессией, уважаю педагогику и верю в силу воспитания. Для мня педагогика - это таинство работы с детскими чистыми душами, введение их в жизнь. Что может быть ещё достойнее и ответственней этой профессии?